Быстрый переход к готовым работам
|
Создание профессионального учебного заведения инноваци¬онного типа: технологический аспектВозникновение инновационного профессионального учебного заведения в России связано с серьезным технологическим отставанием ее от передовых стран мира, насущной необходимостью в сжатые сроки и максимально сократить его. Это привело к разработке идеологических и нормативных документов, направленных на коренное изменение системы образования. Так, в 1989 г. появилась концепция непрерывного образования, которая обосновала идею непрерывности образования необходимостью создания в стране такого механизма развития образования, который сможет превратить систему образования в реальный фактор развития самого общества. - В концепции выделялся ряд тезисов. Основные из них не утратили своего значения и в настоящее время. Во-первых, в предшествующие периоды истории относительно медленная эволюция общественного производства обусловливала постоянство 115 структуры и содержания образования. Сложился тип “конечного” образования, при котором однажды полученные человеком знания сохраняли свою ценность на протяжении всей его профессиональной деятельности. В условиях научно-технической революции темпы обновления техники и технологии, форм организации труда стали превосходить темпы смены поколений людей. Возникла невиданная прежде подвижность и изменчивость общественного производства, требующего постоянного изменения содержания, характера и направленности профессиональной деятельности. Осложнилось или сделалось практически невозможным эффективное исполнение своих обязанностей представителями целого ряда категорий работников - от рабочих до руководителей. В условиях “конечного” образования обострились проблемы функциональной неграмотности, технологической безработицы, возник дефицит политических, экономических, правовых, технических, социальнопсихологических, экологических знаний, усилилось отчуждение человека от труда, природы, общества. Во-вторых, сложившаяся система образования усугубляет также социальные противоречия. Профессиональная некомпетентность, низкая правовая культура, неумение вести политический диалог, социальная безответственность, экономическая и экологическая неграмотность, игнорирование опыта отечественной и мировой истории и культуры затрудняют выбор жизненной позиции для многих членов общества. Произошло отставание образования от новых реальностей жизни, девальвация его общественной значимости. Сформировалось и все более углубляется противоречие между непрерывно возрастающим объемом необходимых человеку знаний, умений, жизненных ориентаций и ограниченными условиями для овладения ими. Возможности традиционной образовательной системы оказались практически исчерпанными.
В-третъих, потребность в постоянном обновлении знаний, поддерживании на требуемом уровне готовности выполнять усложнившиеся социальные и профессиональные функции обусловила появление различных видов неформального, продолженного, параллельного образования, инициативных его форм, самообразования, призванных в определенной мере компенсировать недостатки сложившейся системы. Создались объективные предпосылки перехода к непрерывному образованию, получившие свое воплощение прежде всего в создании системы повышения квалификации рабочих и специалистов, переподготовки кадров, в различных формах дополнительного образования взрослых. Однако остаются неизменными сложившиеся звенья общей и профессиональной подготовки, сохраняются ориентации на “конечность” образования. Необходимо переосмыслить целевые функции образования как системы, задачи ее отдельных ступеней и звеньев, пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования, его взаимосвязи с другими видами и формами общественной практики, месте и роли образования как социального института в жизни человека и общества. Сегодня, спустя десять лет после опубликования концепции непрерывного образования, есть возможность критически оценивать ее достоинства и недостатки, сдвиги общественного сознания в понимании социальной сущности образования, которые были привнесены в жизнь общества благодаря концепции и далее нашли свое нормативное отражение в Законе Российской Федерации об образовании (1992), и то, что остается еще нереализованным по прошествии времени. Имеются в виду факты, свидетельствующие о том, что наметившиеся подходы к пониманию сущности непрерывного образования с самого начала были противоречивы. В одних случаях их отождествляли с непрерывным обучением, полагая, что достаточно механически объединить все ступени учебного процесса, чтобы устранить противоречия и тупиковые ситуа- 117 ции в образовании, в других - считали достаточным дополнить существующую систему новыми звеньями. В действительности требовался качественный сдвиг в общественном сознании, новое политическое и педагогическое мышление как непременные условия эффективности намечаемых перемен в сфере образовательной практики общества. Попытка такого качественного сдвига в общественном сознании была предпринята разработчиками концепции непрерывного образования при формулировании центральной идеи, цели, системообразующего фактора и других базовых понятий системы непрерывного образования. Центральной идеей непрерывного образования признавалась идея развития человека как субъекта деятельности и общения, отношений с миром на протяжении всей его жизни. В этой связи непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы саморазвития. Закономерно поэтому, что целью непрерывного образования является непрерывное развитие человека как в периоды его физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324065.html |
|