Быстрый переход к готовым работам
|
Становление следственных органов в России в дореформенный периодВ период образования централизованного Российского государства на смену обвинительному процессу пришел розыскной (инквизицонный), главным признаком которого является наличие специального государственного органа, осуществляющего функции уголовного преследования. Постепенное обособление предварительной стадии процесса происходит в середине XVI в. Так, по судебнику 1550 г. подведомственные Разбойному приказу губернские органы осуществляли розыск и суд по делам «о ведомых лихих людях». В XVIII в. был учрежден фискалат как орган тайного надзора и последующего обвинения уличенных в преступлениях, были созданы полицейско- судебные учреждения: Тайных розыскных дел канцелярия, Преображенский приказ, «майорские» комиссии, в Московской губернии - Сыскной приказ. С 1746 г. следствие и суд проводились разыскной экспедицией Главной полицмейстерской канцелярии. На сегодняшний день в историко-правовой науке утвердилось мнение о том, что до учреждения судебных следователей (в 1860 г.) российский государственный аппарат не имел структурно и функционально обособленного органа, специально предназначенного для расследования уголовных дел’. Вместе с тем, имеется точка зрения, согласно которой зарождение отечественных органов предварительного следствия произошло в первой четверти XVIII в. Петром I был создан Преображенский приказ, которому для осуществления расследования, розыска и суда по царскому указу 1702 г. были переданы дела, именуемые ранее «государевыми». В 1703 г. формируется Тайная разыскных дел канцелярия, производство следствия которой начинается по личному указанию царя. В 1710-1720 гг. существовали три следственных органа: - «майорские» следственные канцелярии; - следственная канцелярия генерал-прокуратуры Сената; - Разыскная контора Вышнего суда. В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России: «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).[1] Как отмечают историки, в первой четверти XVIII в. внимание этих органов привлекли 11 из 23 российских сенаторов, при этом Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность канцелярии.[2] Российская прокуратура создавалась в 1722 г. исключительно как орган надзора, следственная деятельность не предусматривалась ни одним из нормативных актов - ни базисным законом «Должность генерал-губернатора», ни главой 2-й «Должность прокурора» образцового Адмиралтейского регламента. Тем не менее, 20 марта 1722 г. Петр 1 обязал генерал-прокурора П.Ягужинского провести досудебное рассмотрение обвинений, выдвинутых против ярославского провинциал-фискала С.Попцова. П.И. Ягужинский поручил ведение следствия прокурору Военной коллегии Е.Пашкову. К июлю 1722 г. для расследования дела С.Попцова в генерал- прокуратуре было образовано новое структурное подразделение — особая следственная канцелярия, которая в январе 1723 г. с учетом разветвившегося дела фискалов была реорганизована в Розыскную контору при Вышнем суде. В ян- варе 1724 г. дело поступило на рассмотрение Вышнего суда, и после завершения процесса Розыскная контора прекратила свое существование[3]. Таким образом, в ходе разбирательства дела фискалов 1722-1724 гг. были выработаны две модели организации предварительного следствия. Первая из них заключалась в структурном отнесении следственного аппарата к органам прокуратуры, вторая - к органам суда. Для того, чтобы разгрузить полицмейстерскую и другие канцелярии, находившиеся в Москве, от «несовершенных» дел 22 июля 1730 г. был учрежден Сыскной приказ, который в пределах столицы должен был ведать «татиные (воровские) и разбойные дела».[4] В 1782 г. административная система государства дополняется организацией в городах управ благочиния. В соответствии с Уставом управы выступали как судебно-полицейские органы. На них возлагалось следствие по уголовным делам, разрешение дел о кражах на сумму не свыше 20 руб.
[1] Мамонтов А.Г. Расследование преступлений в российском судопроизводстве первой половины XIX века : Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2003. С.24 [2] История создания Следственного комитета Российской Федерации и его современный правовой статус. URL: http://www.sledcom.ru/history (дата обращения 31.01.2013). [3] Серов Д.О. Российская прокуратура и предварительное следствие // Законность. 2004. № 12. С. 44 [4] Полное собрание законов Российской империи, повелением Государя Императора Николая Павловича составленное. Собрание Первое : с 1649 по 12 декабря 1825 года. М.: Изд-во Государственной публичной исторической библиотеки, 2006. Т. 8. № 5597
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/42033.html |
|