Быстрый переход к готовым работам
|
Иностранный опыт организации и развития следственных органовРазличными государствами со сходными или иными условиями правовой системы накоплен богатый опыт организации следственных органов. В Казахстане, как и в России, и других странах СНГ процесс реформирования следственных органов проходил противоречиво и непоследовательно. Апробации идеи о совместном, постоянном сотрудничестве следователей и органов дознания была осуществлена 17 марта 1992 г. созданием в системе МВД РК подразделений по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, которые явились прообразом Государственного Следственного Комитета (далее - ГСК). Идея, воплощенная в этих подразделениях, заключалась в необходимости постоянного сотрудничества и совмещения усилий оперативных и следственных работников в раскрытии и расследовании наиболее опасных организованных форм преступной деятельности и коррупции. Большая нагрузка следователей, неадекватная оплата труда и недостаточная материально-техническая обеспеченность процесса расследования преступлений, привели к снижению престижа профессии следователя и утрате высококвалифицированных специалистов. Указанные обстоятельства отражались на качестве следствия, которое стало ухудшаться в целом: по расследуемым тяжким видам преступлений увеличилось число уголовных дел, возвращенных на дополнительное расследование, возросли сроки предварительного расследования, а также число приостановленных производством из-за неустановления виновных лиц. На пресс-конференции в ноябре 1992 г. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев сообщил, что в целях формирования механизма контроля за исполнением решений властей «мы намерены снабдить налоговую службу следственным аппаратом», что соответствует концепции правовой реформы, принятой в 1992 г. - созданию единого следственного комитета.[1] В результате изучения статистических данных о состоянии преступности, в т.ч. по отдельным видам преступности за последние 15 лет, объема работы следственных ведомств и следователя, содержания процессуального статуса следователя и его взаимоотношений с органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений были сформулированы и предложения, по которым создание самостоятельного следственного комитета считалось нецелесообразным. Оно неизбежно приводило к разрыву внутренней и объективно необходимой связи между и оперативными подразделениями органов внутренних дел в процессе раскрытия и расследования преступлений. 06 октября 1995 г. во исполнение Конституции указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу Закона «О специальных государственных органах Республики Казахстан, осуществляющих следствие и дознание», «Об образовании Государственного следственного комитета Республики Казахстан», создан новый, самостоятельный, не имеющий аналогов в СНГ правоохранительный орган. С его образованием упразднены были аппараты следствия в прокуратуре и органах внутренних дел. На ГСК возложено осуществление производства дознания, предварительного следствия по уголовным делам и оперативнорозыскная деятельность. Для обеспечения дознания и ОРД ГСК передана штатная численность оперативных и иных оперативно-вспомогательных служб органов внутренних дел. Высказываемые возражения созданию ГСК сводились к тому, что его образование нарушит целостность, устойчивость органов внутренних дел и их эффективность в борьбе с преступностью. Кроме того, обойдется казне в очень значительную сумму, так как потребуются помещения, транспорт, технические и другие средства. В результате ГСК, противопоставив себя другим правоохранительным ведомствам, остался без их поддержки и породил дополнительную межведомственную разобщенность. Поспешность в создании ГСК привела к частичному разрушению существовавшей системы расследования преступлений и сниже- нию уровня контроля государства над осуществлением единой уголовной политики.[2] Указом Президента Республики Казахстан от 05 ноября 1997 г. он был упразднен.[3] Негативные факторы при создании Государственного следственного комитета в Республике Казахстан были обусловлены следующим: 1. В Государственном следственном комитете были сосредоточены оперативные службы и следственный аппарат, которые возложили на себя раскрытие и расследование практически всех совершаемых в республике преступлений. Фактически Комитет представлял собой одновременно федеральную службу по борьбе с организованной преступностью и следственные органы, призванные обеспечить расследование как выявленных этой службой преступлений, так и всей иной массы совершенных противоправных деяний. 2. Не были определены роль и место дознания в системе раскрытия и расследования преступлений. В результате такой мощный правоохранительный орган как Министерство внутренних дел Республики Казахстан оказался полностью отстраненным от функции раскрытия преступлений, и тем самым была разорвана единая, взаимосвязанная общегосударственная система раскрытия и расследования преступлений. Имеется мнение о том, что негативные оценки[4] опыта создания и деятельности Государственного Следственного Комитета в Казахстане неприемлемы в качестве контраргументов создания объединенного органа предварительного следствия в России. Приверженцы этой точки зрения допускают логическую ошибку, рассматривая и сравнивая две формальные организованные социальные системы государственного типа, построенные совершенно на разных принципах. ГСК Республики Казахстан был основан на принципах организационного объединения оперативно-розыскной деятельности и функции предваритель- ного следствия, возложения управления такой системой на руководителей из среды процессуальных работников.[5] Концентрация исполнителей функции предварительного следствия вокруг одного исполнителя оперативно-розыскной деятельности в ущерб другим является истинной причиной нежизнеспособности этой системы. В Республике Беларусь с 01 января 2012 г. создан Следственный комитет, который находится в подчинении Президента. Его создание было мотивировано тем, что существующая система не в полной мере отвечает современным требованиям, а зависимость предварительного следствия от ведомственных интересов, отсутствие единства в организации следственной работы и руководстве ею зачастую приводит к бессистемному подходу при расследовании громких преступлений.[6] Правовые и организационные основы деятельности Следственного комитета Республики Беларусь, его основные задачи и полномочия, а также полномочия, гарантии правовой и социальной защиты его сотрудников определяются Законом от 13 июля 2012 г. № 403-3 «О Следственном комитете Республики Беларусь»[7]. Законом внесены значительные изменения и дополнения в УПК Республики Беларусь, касающиеся правового регулирования деятельности вновь созданного СК РБ как органа государственного управления, призванного существенно оптимизировать систему предварительного расследования преступлений и повысить ее эффективность. Предварительное следствие по уголовным делам производится следователями СК РБ, за исключением уголовных дел о шпионаже, терроризме и других специфических преступлений, расследование которых, с учетом специфики, возложено на КГБ. Закон исключает излишнюю «опеку» прокурора за всеми аспектами следственных действий, что позволит следователям более эффективно реализовывать свои полномочия при расследовании преступлений, а прокурору - в полной мере осуществлять функции надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. Для этого согласно Закону у прокурора достаточно возможностей по своевременному и оперативному вмешательству в ход расследования и пресечению нарушений законодательства. Законом предусмотрены существенные корректировки уголовного процесса, касающиеся деятельности органов дознания, внесен ряд изменений, направленных на оптимизацию расследования преступлений в рамках ускоренного производства.
[1] Известия. 1992. 16 ноября [2] Соловьев Н.Г. Реформа следственного аппарата: от перераспределения подследственности до модернизации УК // Российская юстиция. 2000. № 12. С. 4 [3] Гаврилов Б.Я. Следственный аппарат органов внутренних дел // Отечественные записки: Правосудие в России. 2003. № 2. С. 421-422. [4] Соловьев Н.Г. Реформа следственного аппарата: от перераспределения подследственности до модернизации УК // Российская юстиция. 2000. № 12. С. 4 [5] Когамов М.Ч. Государственный следственный комитет: версии, опыт, проблемы, решения Алматы: : Жеті жареы, 1997. С. 8,42, 44, 174. [6] URL: http://www.belta.by/ru/all_news/president/Sledstvennyj-kormtet-Belarusi (дата обращения 31.01.2013) [7] URL: http://www.president.gov.by/pressl25039.html#doc (дата обращения 31.01.2013)
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/42033.html |
|