Быстрый переход к готовым работам
|
Современные концепции организационной лояльностиНа сегодняшний день существует большое разнообразие российских и зарубежных концепций организационной лояльности. Однако в их основе часто лежат общие, пересекающиеся друг с другом представления. Таким образом, при сведении воедино, имеющиеся современные концепции организационной лояльности представлены в следующих основных контекстах: 1. Благонадёжности и безопасности Данную идею, совпадающую с представлениями о законопослушности как одном из уровней лояльности, разрабатывают И. Г. Чумарин, A.B. Ковров, К.В. Харский [49; 24; 47]. Лояльность рассматривается с позиций следования сотрудников правилам, нормам и процедурам организации, отсутствия саботажа. Нормативная лояльность присутствует также в модели Дж. Мейер и Н. Аллен [107] как вид лояльности, отражающий степень ощущения сотрудником своей ответственности и обязательств перед организацией. 2. Социально-психологической установки В российских исследованиях Л.Г. Почебут, O.E. Королева и В.И. Доминяк рассматривают лояльность в качестве социально-психологической установки, проявляющейся как «доброжелательное, корректное, искреннее, уважительное отношение к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом; осознанное выполнение сотрудником своей работы в соответствии с целями и задачами компании и в интересах компании, а также соблюдение норм, правил и обязательств, включая неформальные, в отношении компании, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия» [14]. Являясь социально-психологической установкой, лояльность сотрудников подразумевает в данном контексте выделение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. 3. Эмоциональной привязанности, связи с организацией М.И. Магура выделяет лояльность как один из компонентов приверженности, который отражает «эмоциональную привязанность к организации, желание оставаться ее членом» [Цит. по: 30, с. 45-50]. Основное психологическое содержание лояльности составляют [30]: • удовлетворенность содержанием работы, выполняемой в организации; • ощущение внимания и заботы со стороны организации; • удовлетворенность своей карьерой в организации; • уверенность в целесообразности продолжительной работы в данной организации; • доверие к руководству Зарубежные авторы (Г. Беккер, Л. Джуэлл) определяют лояльность в данном контексте как «переменную, отражающей силу связи между человеком и организацией, в которой он работает, связи, существующей в его представлении...чувство любви и привязанности к организации» [Цит. по: 14, с. 34-40]. Также широко распространена модель лояльности Д. Мейер и Н. Аллен, где лояльность рассматривается как связь сотрудника со своей организацией, препятствующая его добровольному уходу из неё [107]. 4. Взаимовыгодного обмена О.С. Дейнека и Г. Беккер рассматривают лояльность, в том числе, и как «плату» сотрудников своей организации за заботу о них с её стороны в виде материального и нематериального вознаграждения, удовлетворяющего актуальные потребности сотрудников [14, с. 34-40]. 5. Идентификации себя с организацией Данная концепция в России представлена исследованиями Т.Н. Чистяковой и Н.В. Моисеенко, за рубежом - Л. Портером. Лояльность, в данном случае, определяется как «состояние, в котором человек идентифицирует себя с организацией и ее целями и желает поддержать принадлежность к ней, чтобы облегчить достижение этих целей» [65]. Идентификация рассматривается также М.И. Магурой как компонент организационной приверженности, проявляющийся в осознании целей компании как собственных [30]. 6. Положительного, доброжелательного отношения Данное рассмотрение пересекается с подходом к определению лояльности как эмоциональной привязанности: концепция отношения подразумевает, в данном случае, взаимосвязь сотрудника с организацией, степень стабильности и характер которой зависят от влияния воздействующих на неё внешних и внутренних факторов. Отношение в концепции школы отношений В.Н. Мясищева [И] имеет также связи и отличия с понятием установки, в том числе и социально-психологической установки, в рамках которой также рассматривается организационная лояльность.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/526667.html |
|