Быстрый переход к готовым работам
|
Проблема коммуникации в современной отечественной и зарубежной литературеПоскольку наше исследование связано с формированием коммуникативных умений и навыков, мы посчитали целесообразным уточнить видение таких исходных понятий, как «общение» и «коммуникация». Проблема общения является предметом интенсивных теоретических и экспериментальных исследований. Выделившись в отдельную категорию, общение стало объектом специального анализа философов (А.А. Брудный, Л.П. Буева, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин), социологов (Г.М. Андреева, И.О. Кон, Н.В. Телюк, В.М. Тисленко, Я Щепаньский), психологов (А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Ю.Л. Ханин), педагогов (СВ. Кондратьева, Т.Е. Конникова, Т.А. Мальковская), психотерапевтов (А.Б. Добрович, В.Л. Леви, В.Н. Мясищев). Научный интерес к общению, его объективной сути, структуре, технологиям, определяется той исключительной ролью, которая принадлежит общению в развитии человеческого общества, в детерминированности психических процессов, сознания. А.А. Леонтьев писал: «Так или иначе, но по существу невозможно исследовать развитие и функционирование человеческого общества, развитие и функционирование человеческой личности (не говоря уже о взаимоотношениях личности и общества), не обращаясь к понятию общения, не интерпретируя это понятие тем или иным образом, не анализируя его конкретных форм и функций в тех или иных социальных и исторических условиях» [153, С.87]. Важность человеческого общения для существования и развития
16 общества и отдельного человека объясняется функцией информативности. Изменение текущей ситуации вызывает потребность в новой информации как средстве корректировки человеком своего поведения в социальной среде. Информационный обмен выступает в качестве канала прямой и обратной связи в общении. Без учета информации обратной связи человек не в состоянии ориентироваться в системе индивидуальных и социальных отношений. На наш взгляд следует более тщательно рассмотреть значение термина «общение», так как до настоящего времени нет единого и общепризнанного определения категории общения. Существующие определения имеют различную формулировку, наполнены различными смысловыми характеристиками в зависимости от целей и задач конкретного исследования. Е.И.Фадеева выделяет ряд аспектов изучения общения: информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, позволяющей обмениваться информацией); интеракционный (анализ общения как взаимодействие людей в процессе кооперирования); гносеологический (человек рассматривается как объект и субъект социального познания); аксиологический (обмен ценностями); нормативный (определяются и выявляются роль и место общения в процессе регулирования поведения людей); социально практический — праксиологический (обмен деятельностью, умениями, навыками, способностями); семиотический (с одной стороны, общение выступает как знаковая система, с другой — как посредник взаимодействия различных знаковых систем) [271]. Философия изучает наиболее общие аспекты общения, определяя его роль и место в бытии и сознании людей и в обществе. Общение в философских определениях соотносится с такими категориями и понятиями, как обмен, взаимодействие, связь, отношение и трактуется как «процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в которых происходит обмен деятельностью, информацией, опытом,
17 способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности» [279, С.415]. В.Н.Панферов общение рассматривает как процесс взаимного приспособления субъекта общения и деятельности и социальной среды, в которой он действует и общается. Акцентируя внимание на информационно-коммуникативной функции и речевых средствах общения, автор дает следующее определение: «Общение есть взаимодействие людей, содержанием которого является познание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникации в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности» [205, С. 126]. Таким образом, он считает общение необходимым условием организации успешной деятельности и социализации человека. Другой подход представлен в понимании общения Л.П. Буевой. Она определяет общение как конкретизацию человеческих отношений, их персонификацию, то есть их личностную форму [45]. А.С. Золотнякова рассматривает общение как сложное явление, определение которого не сводится к какой-либо одной дефиниции. Автор считает общение социально и личностно-ориентированным процессом, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы [111]. Как видно, общение понимается автором как процесс передачи нормативных ценностей, усвоение которых регулируется социальной системой. По мнению Б.Д. Парыгина, общение - это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» [208, С. 115]. Данное определение ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.
18 Общение понимается и как «важнейший способ связи элементов общества в систему. Основными элементами в обществе являются индивиды, личности. Поэтому социальная коммуникация выступает всегда как личностная коммуникация. С этой позиции общение можно определить как личностную, индивидуализированную связь», — считает В.М. Соковнин [257, С.54].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/438639.html |
|