Быстрый переход к готовым работам
|
Состояние речевых, языковых средств, коммуникативных умений и навыков у умственно отсталых младших школьниковСостояния речевых, языковых средств, коммуникативных умений и навыков у умственно отсталых младших школьников были выявлены в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования. Получены следующие результаты. При изучении фонематического слуха для умственно отсталых младших школьников характерным было неточное воспроизведение одного или обоих членов пары. Допускались замены звуков в парах, пропуски и перестановки слогов, повторы (н-р, па-ба, ба-ба, та-да-та, та-та-та, са-за и т.д.). Для большинства детей недоступными оказались задания на воспроизведение серии из трех слогов. Были отмечены частые персеверации, когда ребенок не мог переключиться с одного звука на другой. При анализе результатов выполнения задания на дифференциацию слов-квазиомонимов было выявлено, что умственно отсталые младшие школьники часто не понимали речевой инструкции, отвлекались при выполнении задания на рассматривание картинок, обсуждение сюжета. Следует отметить, что некоторые учащиеся, а именно 20%, испытывали значительные трудности при дифференциации звуков, противопоставленных по мягкости- твердости (хор - вместо хорь, банка - вместо банька, пальцы - вместо пяльцы). У 25% детей трудности возникли при различении парных звонких и глухих согласных. Наибольшее количество ошибок пришлось на свистящие и шипящие звуки, далее — переднеязычные [т]-[д], меньшее количество неправильных ответов наблюдалось при восприятии губно-губных [п]-[б], губно-зубных [ф]-[в] и заднеязычных [к]-[г]. Однако, наибольшее число ошибок отмечалось в группах свистящих (50 %), шипящих (37,5%) и сонорных (28,3%) согласных. Дети смешивали звуки как внутри группы, так и
103 относящиеся к разным группам (свистящие: с-з, ц-тс; шипящие: ч-ть; свистящие - шипящие: с-ш, з-ж, ч-сь, с-ч; сонорные: р-л, ль-й). Зависимость фонематического слуха от несформированной системы звукопроизношения наблюдалась у 38,3% обследованных детей, то есть несформированность артикуляционных укладов совпадает с трудностями различения этих звуков.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/438639.html |
|