Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности религиозной картины мира и ее связь с мифологической картиной1.3.1 Религиозная и мифологическая картины мира - это части общей картины мира. Они обладают собственными планами содержания. Согласно Н.Б. Мечковской, «план содержания религии включает ряд компонентов, имеющий различную психолого-познавательную природу. Это такие компоненты: 1) вера как психологическая установка принимать определенную информацию и следовать ей («исповедовать»), независимо от степени ее правдоподобности или доказанности, часто вопреки возможным сомнениям; 2) мифопоэтическое (наглядно-образное) содержание; 3) теоретический (абстрактно-логический) компонент; 4) интуитивно- зз мистическое содержание. При этом в любые эпохи религиозное содержание в той или иной мере проникает во все другие формы общественного сознания - обыденное сознание, искусство, этику, право, философию, поэтому в реальности психологические формы существования религиозных представлений более разнообразны и многочисленны, чем названные основные виды» [Мечковская 1988: 26]. Вместе с тем, план содержания мифологической картины мира «включает в себя всю духовно-психическую жизнь древнего социума, в котором еще слито, не отделено друг от друга то, что впоследствии станет разными формами общественного сознания - обыденное сознание, религия, мораль, наука, искусство» [Мечковская 1988: 35]. Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д. [Семенов 2003: 236]. Религиозное мировоззрение постепенно складывается как особый тип отношения к миру, когда человек ощущает свою сопричастность ко всем явлениям и процессам. Религиозное сознание функционирует на двух уровнях - обыденном и концептуальном. На обыденном уровне религиозное сознание строится в виде типичных образов, наслоений, чувств широкого общества верующих людей. Интересно, что оно также опирается на суеверия, которые прекрасно уживаются с официальными догмами и верованиями. Например, вера в «домового» в славянской культуре и в брауни (brownie) в британской. Помимо обыденного уровня религия существует как определенная хорошо структурированная система знаний (философия религии, религиозные обряды), представлений и верований. Этот уровень развивают и поддерживают ученые-теологи, а также наука, изучающая религии - теология (греч. theologia, от theds — бог и logos — слово, учение) - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение [СЭС 1988: 1322]. Для первобытных форм верований характерен только обыденный уровень представлений, так как у первобытного человека не было возможности хранения теоретических знаний. На современном этапе развития человечества религиозная картина мира является неотъемлемой частью общей картины мира. Она также существует и функционирует на концептуальном уровне в обществе и является разновидностью концептуальной картины мира человечества.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/51689.html |
|