Быстрый переход к готовым работам
|
Перспективы совершенствования общего правового образова¬ния в РоссииОценки перспектив развития любого социально-значимого объекта связаны, прежде всего, с изменениями, направленными на повышение его результативности и эффективности. Можно выделить два способа повышения результативности какой-либо системы: экстенсивный способ, в основу которого положено тиражирование существующей системы (отличается низкой эффективностью); и интенсивный способ, заключающийся в реорганизации элементов системы, повышение их эффективности или эффективности их взаимодействия. В образовании экстенсивный способ заключается в увеличении часов, отводимых на предмет, увеличении финансирования образования за счет уменьшения учеников в группе или количества часов ставки преподавателя, а интенсивный - в развитии отдельных элементов системы образования или технологии обучения. Реорганизация общего правового образования интенсивным способом может заключаться в: і • совершенствовании содержания образования (учебных планов и программ); • внедрении инновационных средств обучения (ТСО, ПК); • совершенствовании системы подготовки педагогических кадров; • эффективности работы учебного заведения (преобразовании уклада школьной жизни); • совершенствовании форм и методов образования. Первые четыре уровня требуют значительных финансовых затрат I и неизмеримо большего научного обеспечения, чем отдельное диссертационное исследование. Мы остановимся на последнем, относительно «локальном» способе совершенствования общего правового образования за счет развития методики правового обучения. Поскольку становление общего правового образования фактически еще не завершено, а формально уже произошло, то любые преобразования, касающиеся содержательной и методологической стороны, будут требовать длительной бюрократической процедуры. Остается рассматривать в качестве ближайших по времени эффективных новаций только новации методического уровня. 1 I Общее правовое образование в России, пройдя этапы разнонаправленных инновационных поисков и моделей реализации, их систематизации и закрепления в нормативных документах, признания особого 121 места (на границах институционального и внеинституционального, аудиторного и неаудиторного образования) и колоссального значения деятельностной составляющей, наиболее органично проявляющейся в игре, до сих пор недостаточно (с точки зрения общественной необходимости) влияет на правосознание граждан, на их культуру. Общее правовое образование перестанет быть мало влияющим на культуру общества, когда будут найдены точки проникновения изучаемого материала непосредственно в общественное устройство, повседневную жизнь социума. Педагогическое осмысление потенциала игры позволило понять механизмы объединения учебного материала и поведенческой мотивации. Но мотивация зависит не только от повседневных нужд и интересов, она также укоренена в архетипических слоях общественного и индивидуального сознания, что побуждает к внедрению в образовательный процесс архе- І типических социокультурных символов. Все индивидуальные и общественные потребности неизбежно (осознанно, а чаще бессознательно) коррелируют с ними. Именно они, воздействуя на эмоционально-волевую сферу и способы мышления, позволят нивелировать негативные результаты неформального правового образования, воспроизводящего нигилистическое отношение к праву в российском обществе. В основу предлагаемого нами способа совершенствования общего правового образования положено содержание, выраженное в значимых социокультурных символах. Введение социокультурных символов в образовательный процесс, учитывая методико- технологические особенности общего правового образования, представляется нам наиболее успешным при применении игровых методик. В педагогике символические средства обучения уже находили свое применение. Например, так называемая «Система В.Ф. Шаталова» - педагогическая технология символического свойства. Конспектирование при помощи знаков индивидуализированной природы является действенным
дидактическим средством. Данные знаки есть индивидуально создаваемые символы. Говоря обобщённо, «символ — это идейно-образная структура, содержащая в себе указания на те или иные отличные от нее предметы, для которых она является обобщением и неразвернутым знаком»[1], это результат и процесс интеграции в сознании человека знака и образа, являющийся одновременно способом развития сознания. Символ - обобщенный образ ценностей в контексте конкретной культуры, средство объединения индивидов на ценностно-эмоциональной основе, то, что воспринимается индивидом как нечто важное, служащее для удовлетворения своих (прежде всего, духовных) потребностей и являющееся своеобразным мостиком между материальным и идеальным миром. Символ является результатом интерпретации обобщенной культурной деятельности исходя из уровня социального развития, который задает алгоритм индивидуального и коллективного поведения.
[1] Лосев А.Ф. Символ // Философская энциклопедия: В 5-ти тт. Т. 5. М. 1970. С. 10-11.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422151.html |
|