Быстрый переход к готовым работам
|
Управление реализацией потенциала человеческих ресурсов организацииВыделенные стадии механизма профессиональной подготовки - формирование и развитие способностей к труду - с экономической точки зрения только тогда имеют логическое завершение[1], когда конвертируются в последующий этап - оптимальную реализацию потенциала работников в созидательной деятельности в соответствии с производственными условиями и с
пользой для всех заинтересованных лиц. С позиции вовлеченности в трудовой процесс целесообразно провести дифференцирование способностей на задействованные (реализованные) и потенциальные (нереализованные). Вторые определяют максимальные возможности человека к труду, которых можно достичь при обучении, повышении квалификации, оптимальном использовании человеческих ресурсов, то есть образуют так называемый профессиональный резерв работника. Такое разграничение позволяет менеджеру выявить неза- действованный потенциал работника и возможности его влияния на эффективность производственного процесса в случае его активизации. В развитии менеджмента как науки и практики управления хозяйственными организациями был совершен качественный скачок, который заключался в - переходе от рациональной составляющей трудовой деятельности, рассмотрении работника как обезличенного элемента в производственном процессе к социально-личностной составляющей, признании человека как главного фактора эффективности производства. С тех пор проблема влияния качественных характеристик человека на повышение экономических показателей является наиболее приоритетной для руководителей любого уровня и любой сферы деятельности, которые учитывают роль человеческого фактора в достижении поставленных целей. Воздействие трудового потенциала работников на эффективность функционирования организации оказывается тем сильнее, чем в большей степени их способности реализуются в производственном процессе, содействуя росту производительности труда. Аккумулируемые (накапливаемые) в процессе трудовой деятельности производительные возможности индивида, как правило, повышаются по мере развития и совершенствования знаний и навыков; укрепления здоровья и улучшения условий труда. Но они могут и снижаться, если, в частности, ужесточается режим работы, нивелируются прежние ценности и стимулы, ухудшается состояние здоровья. Задача менеджера заключается в создании условий для максимального развития и приложения способностей работника к труду в русле организационной стратегии, которые позволят оптимально распределять производственные задания и будут способствовать реализации организационных и индивидуальных интересов. Искусство менеджмента состоит в том, чтобы вовлечь способности человека в эффективную трудовую деятельность, «объединить труд и работника»[2]. Показателем органического соединения труда и работника является соответствие качества человеческих ресурсов производственным условиям и организационным требованиям. Эта гармония зависит от профессиональных параметров рабочей силы, предоставленных ей институтом образования и внутрифирменного обучения, которые обеспечивают формирование- и развитие способностей к труду. Степень реализации потенциала работников определяется трудовой активностью. «С одной стороны, человек — работник, стесненный производственно-технологическими задачами, а с другой - он - активный носитель, принимающий инженерные и управленческие решения' и персонифицированные линии поведения»[3]. В зависимости от целевой направленности трудовой деятельности выделяют 4 группы показателей трудовой активности:
Как правило, каждый отдельный работник обладает не одной, а несколькими способностями. От их оптимального комбинирования зависит, будут ли они развиваться (и применяться) в необходимом направлении, ведущем к наибольшей отдаче, к появлению так называемой (по определению С. Кови) внут- риличностной синергии, которая является ключом к достижению эффекта 72 межличностной синергии . Совокупность способностей индивидуальных работников приводит к организационной синергии, когда они (способности) гармонируют друг с другом, образуя систему, которая обладает свойствами целостности, конвергентности и эмерджентности. Целостность характеризует совокупный потенциал работников, сгруппированный из отдельных компонентов: психофизиологических, творческих, профессиональных, социально-личностных. Данный критерий отражает умение менеджеров своевременно задействовать способности индивидов к труду, мобилизовывать человеческие ресурсы для выполнения производственных операций, с которыми может справиться только группа работников, развивать профессиональное мастерство и формировать новые компетенции в соответствии с интересами организации и персонала. [1] Здесь мы имеем в виду реализацию трудового потенциала с получением экономического эффекта, который можно сравнить с отдачей человеческого капитала в противоложность развитию способностей человека для собственного удовольствия или расширения личного кругозора. В данном случае речь идет о формировании личного потенциала до тех пор, пока он не воспроизводится с целью реализации в процессе созидательной деятельности, но который при определенных условиях может стать трудовым (авторск.). [2] Друкер П.Ф., Макьярелло Дж.А. Менеджмент.: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. - С. 84. [3] Методология управления трудовыми ресурсами: монография / Под ред. А.П. Егоршина, И.В. Куськовой. - Н.Новгород: НИМБ, 2008. - С. 8.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/488187.html |
|