У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Термин - единица языкового и специального знания

С точки зрения современных исследований знанием считаются когнитивные образования, выступающие как результат переработки информации человеком в его взаимодействии с окружающим миром (В.Б. Касевич, 1990, стр.8). Знание хранится в человеческой памяти в форме понятий. Если общественный опыт или общественное сознание оценивать как «социальную память», то именно понятия являются базовыми единицами, аккумулирующими в этой памяти социальное или общественное знание, выступая в качестве строительного материала творческой и преобразующей деятельности человека.

/

Выражая через языковой знак специальное понятие, термин становится инструментом познания. Согласно французскому ученому Мишелю Фуко, языковой знак, конституируясь посредством акта познания, существует постольку, поскольку познана возможность отношения замещения между двумя уже познанными элементами (М. Фуко, 1994, стр.93).

В лингвистике категория понятия сопоставима с лексическим значением слова, которое определяется как «содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и т.д. Лексическое значение слова - продукт мыслительной деятельности человека, оно связано с редукцией информации человеческим сознанием и такими видами мыслительных процессов, как сравнение, классификация, обобщение» (В.Г.Гак, 1990, стр.261).

Подобно понятию, лексическое значение слова вносит одновременно обобщенный и обобщающий характер, играя первостепенную роль в познавательной деятельности человека. Согласно Н.Б. Гвишиани,word

 

is a fragment of the entire system of language vocabulary. The vocabulary of a language presents a system because every item stands in a particular relation to other items within the system through paradigmatic and syntagmatic links. ” (Н.Б. Гвишиани, 2000, стр.23).

Отправной точкой диахронических исследований является время появления терминологической лексики. Если исходить из предположения, что понятия впервые появились с момента возникновения науки, то и появление и дальнейшее существование терминов следует рассматривать в связи с развитием науки. Терминоведение как наука окончательно сформировалось лишь в конце 1980-х годов.

В настоящее время, говоря об уровне развития терминоведения, мы, вслед за JI.M, Алексеевой, считаем важнейшим тот факт, что “теория термина вышла из под влияния логики (...), отделилась от прикладных направлений, что сказалось на бурном развитии функционального, когнитивного, текстового аспектов терминоведения”.

Характерной чертой развития современного терминоведения является переосмысление своего предмета, заключающееся в реинтерпритации терминообразования. Анализ закономерностей и особенностей развития терминологий должен явиться первоочередной задачей терминоведения как науки, поскольку без этого ему грозит опасность превратиться в чисто описательную науку, которая будет фиксировать отдельные стороны различных пластов специальной лексики. Являясь носителями профессионально-научной памяти, термины выполняют функцию посредников-медиаторов в процессе формирования специального знания.

Подобно тому, как поведение человека детерминируется его знаниями, языковое поведение людей, кодирование и декодирование высказываний, осуществляемое в процессе речевой деятельности, обусловлено имеющейся у носителей языка системой, самоорганизующей и подвижной и изменяющейся на основе новых данных и образующей необходимую для коммуникации базу знаний. В состав этой базы знаний входят следующие компоненты:

1.                Языковые знания:

а) знания языка - грамматики, фонетики и фонологии, дополненные знаниями композициональной и лексической семантики;

б) знание об употреблении языка;

в) знания принципов речевого общения;

2.                Внеязыковые знания:

а) о контексте и ситуации, знание об адресате (в том числе знания поставленных адресатом целей и планов, его представления о говорящих и об окружающей обстановке и.т.д.);

б) общефоновые знания (т.е. знания о мире; знания о событиях, состояниях, действиях, процессах и.т.д.) (Герасимов, Петров, 1988, стр.7).

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/392466.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.