Быстрый переход к готовым работам
|
Производство и обращение не соответствующих лицензионно¬разрешительным требованиям или фальсифицированных, недоброкаче¬ственных, незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий или биологически активных добавок как глобальная проблема. ОбщОдним из неотъемлемых факторов эффективности функционирования системы здравоохранения в России, сохранения и поддержания здоровья нации, является оборот лекарственных средств[1]. Под обращением лекарственных средств законодателем понимается разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств[2]. К сожалению, последние десятилетия свидетельствуют о появлении такого сравнительно нового социального феномена, как оборот фальсифицированных (недоброкачественных, незарегистрированных) лекарственных средств, медицинских изделий, биологических добавок. Разумеется, что сами по себе факты подделки различных лекарственных препаратов были известны обществу и ранее, причем первые их попытки, по-видимому, восходят к этапу появления самых первых лекарственных средств. Однако прежде они не носили такого массового, стабильного и серийного, а тем более - высоко организованного и коммерционализированного характера. Экспансия в государство и общество указанного неблагоприятного явления была детерминирована рядом факторов, условий, формирующих обстановку этого деяния. Глобальный политический и экономический кризис во всех сферах жизни государства в результате смены общественной формации и последовавший затем так называемый переходный период обострили ряд прежде латентных социальных противоречий. Они не только способствовали резкому снижению уровня жизни и расслоению населения, нагнетанию у соотечественников состояния тревожности и неуверенности в завтрашнем дне, распространению психологии потребления и философии «жизни одним днем», но и активизировали такие тенденции в сфере криминалитета, как глобализация преступной деятельности, ее объединение, централизация и специализация, в том числе и в виде установления и передела сфер влияния на жизнь общества[3]. Сама по себе благоприятная тенденция по демонополизации экономики, становлению и развитию рыночных отношений, конкуренции, в том числе и в лечебно-профилактической сфере, также не оказалась свободной от вышеуказанных побочных негативных процессов. С одной стороны, очевидным достижением является преодоление дефицита на различные медикаменты, особенно импортного производства, функционирование множества аптечных учреждений, в том числе и объединенных в ряд действующих в регионах аптечных сетей, реализующих обширный ассортимент препаратов различных производителей и ценовых категорий, наличие альтернативных, негосударственных лечебно-профилактических учреждений, реабилитационных центров и т.д. Вместе с тем, в проанализированных новых экономических условиях для виновных лиц открылись ранее невиданные возможности по теневому серийному изготовлению, распространению и сбыту фальсифицированных (недоброкачественных, произведенных вопреки отсутствию разрешения или лицензии) медикаментов на фоне достигнутого изобилия аптечных учреждений и ассортимента самих медикаментов, разнообразия их коммерческих названий, присваиваемых альтернативными производителями. В ситуации, когда в стране насчитывается более семи тысяч предприятий, осуществляющих оптовую торговлю лекарственными препаратами, правоохранительные и контролирующие органы зачастую не в состоянии незамедлительно пресечь преступные действия так называемых «черных фармацевтов», еще на начальном этапе их деятельности. Характерно, что Франции на фармацевтическом рынке существует четыре организации, в Германии и США - по десять организаций. Но, вместе с тем, во Франции на одного оптового участника фармацевтического рынка приходится восемь должностных лиц контролирующих органов. А в России, по данным В.Т. Мазеина, на сто субъектов оптовой торговли фармацевтической продукцией приходится одно должностное лицо, специально уполномоченное осуществлять контроль за данной деятельностью[4]. В современных условиях в России торговля фальсифицированными лекарственными средствами, медицинскими изделиями или биодобавками превратилась в организованный и хорошо налаженный теневой бизнес, осуществляемый имеющими соответствующую криминальную специализацию преступными организациями. В отечественном УК РФ до недавнего времени отсутствовала норма, устанавливающая уголовную ответственность за производство, хранение, перевозку, сбыт и иные взаимосвязанные действия, совершаемые непосредственно в отношении фальсифицированных (недоброкачественных, незарегистрированных) лекарственных средств, медицинских изделий, биологически активных добавок, в связи с чем практика долгие годы шла по пути привлечения виновных к уголовной ответственности, как правило, по совокупности следующих преступлений: мошенничество (ст. 159 УК РФ), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ), производство, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (238 УК РФ) и др. Вместе с тем, данные меры уголовно-правового воздействия (в основном в виде деяний экономической направленности) не всегда были сопоставимы с реальным вредом, причиненным в результате массового производства и сбыта фальсифицированных (недоброкачественных, незарегистрированных) медицинских препаратов. На страницах различных публикаций, на научных конференциях и в средствах массовой информации активно обсуждался вопрос о криминализации деяний, связанных с производством и оборотом непосредственно фальсифицированных (недоброкачественных, незарегистрированных) лекарственных средств, медицинских изделий, биологически активных добавок. О необходимости криминализации этого деяния и установления жестких уголовно-правовых санкций активно высказывались как широко известные, публичные, лица, например, детский хирург Леонид Рошаль, глава о Минздравсоцразвития Михаил Зурабов , так и рядовые сотрудники лечебнопрофилактических и аптечных заведений, регулярно вынужденные сталкиваться с медикаментами, вызывающими сомнение в подлинности, не оказывающими лечебного эффекта, в том числе в жизненно-важных случаях.
[1] Мазеин В.Т. Противодействие обращению фальсифицированных лекарственных средств // Право и экономика. 2005. № 8. [2] Федеральный закон РФ № 61-ФЗ от 12.04.2012 г. «Об обращении лекарственных средств» [3] Васильев В.Л. Психология развития теневой экономики и коррупции // Юридическая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008.- с.355 - 357. [4] Мазеин В.Т. Противодействие обращению фальсифицированных лекарственных средств // Право и экономика. 2005. № 8.
С системой скидок можно ознакомиться здесь: https://mydisser.com/ru/catalog/view/88020.html |
|