Быстрый переход к готовым работам
|
Национальные и международные аспекты энерготранспортной системы Российской ФедерацииЭнергетическая роль России на пространстве СНГ и в более широких международных масштабах определяется не только запасами и 1 Интервью В.Калюжного «независимой газете». - НГ- Политэкономия. 2000. № 13. 10. 10. 146
производством энергоресурсов, но в значительной мере состоянием ее энерготранспортной системы и сопряженностью последней с трансконтинентальными системами энергоснабжения. Для России с ее огромными ресурсами и низкими темпами развития современных отраслей промышленности энергетический фактор становится приоритетным вектором в развитии отечественной экономики, а экспорт сырья, углеводородов является фактически основным показателем, формирующим международный имидж страны. Ныне Россия является обладателем наибольшей части нефтепроводов, располагавшихся на территории СССР: из 66200 км. магистральных нефтепроводов по территории России проходит 51 тыс. км. (77%).1 Мы способны обеспечить поставками нефти Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, а также Германию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Хорватию и Сербию. Всего российские трубопроводы обеспечивают транспортировку 97% добываемой в России нефти. Как в советские годы, так и на современном этапе западное направление экспорта энергоносителей является наиболее приоритетным. На Западе находились главные союзники и партнеры СССР- страны СЭВ, а также другие потребители наших энергоресурсов. Поэтому, естественно, в западном направлении пролегли основные маршруты нефте- и газопроводов. Через территорию Украины проходят такие магистральные трубопроводы, построенные в советское время, как «Уренгой-Помары-Ужгород», «Союз», южная ветка нефтепровода «Дружба», другая ветка которого пролегает через Белоруссию, а северная заканчивается в латвийском порту Вентспилс. При этом необходимо учитывать, что на 1 Трубопроводный транспорт нефти.2001.№. С.9. По этому показателю мы уступаем только США, имеющим 106800 км. магистральных трубопроводов. 147
данный момент указанные маршруты являются основными для перекачки нефти и газа из России в страны Центральной и Восточной Европы. Значительные объемы поставок нами энергоресурсов вызвали появление дефицита транспортной инфраструктуры, обеспечивающей экспорт нефти. Поэтому весьма востребованным является решение проблемы развития нефтепроводной системы «Дружба». Одна из основных трудностей ее урегулирования заключается в экстерриториальности нефтепровода: создание новых объектов транспортной инфраструктуры, согласно имеющимся проектам, должно происходить за пределами России, что требует дополнительных экономических, дипломатических усилий для согласования соответствующих вопросов с иностранными государствами. Представляется чрезвычайно выгодным для России - экономически и политически - осуществление одного из проектов использования нефтепровода «Дружба» для выхода к Адриатическому морю через трубопровод «Адрия».1 Проект предусматривает возможность транспортировки до 15 млн. т. нефти России и Казахстана в год через территории Российской Федерации, Казахстана, Украины, Белоруссии, Венгрии и Словакии до хорватского порта Омишаль на Адриатическом море. Перспективным может быть осуществление проекта по соединению нефтепровода «Дружба» с трансальпийским трубопроводом ТАЛ с целью обеспечения поставками нефти Австрию. Короткая соединительная ветвь Братислава-Швехат (район Вены) позволит значительно сократить транспортные расходы поставок.3 Трубопровод «Адрия» был введен в эксплуатацию в 1974г. для поставок нефти из Ближнего Востока в Югославию, Чехословакию и Венгрию. Пропускная способность трубопровода-34млн.т.нефти в год.-Энергообеспечение Восточной Европы: на пути к общеевропейскому сотрудничеству. М. 1999. С.79. 2 См.: Шныров А.Б. Энергетическая политика России// Ученные записки. М. Научная книга.2004. С. 204. 3 Проект был подписан в 1993г. Россией, Австрией, Словакией. Его реализация приведет к ежегодным 148
Особенно ценным представляется удлинение западного вектора нефтетранспортной структуры России по территории Германии, связанное с наращиванием нефтепровода «Дружба» и его подведение непосредственно к крупным нефтеперерабатывающим центрам западной части Германии. Ныне «Дружба» ограничена НПЗ в Шведте (севернее Берлина) и округом Лейпциг (Лейне). Политические аспекты реализации названных проектов представляются весьма актуальными: они будут способствовать росту взаимопонимания и доверия между ЕС и Россией, развитию процессов межконтинентальной интеграции, укреплению общеевропейской безопасности. В 2003 г. Правительство Российской Федерации приняло Энергетическую стратегию России до 2020 года, согласно которой экспорт российской нефти, в зависимости от темпов развития мировой экономики, может достичь 310 млрд. куб. м.1 В связи с этим запрограммировано дальнейшее развитие энерготранспортной инфраструктуры по всем направлениям, причем большое внимание уделяется Северно-Балтийскому, Кольскому, Восточному направлениям. Одним из приоритетов расширения российской энергостранспортной инфраструктуры является северо-западный вектор, связанный прежде всего с совершенствованием деятельности Балтийской трубопроводной системы (БТС) для транспортировки нефти, добываемой в Тимано-Печерском регионе, Западной Сибири, а также транзитной нефти из Казахстана и, возможно, других стран СНГ. Ее перспективы связаны со строительством нефтепровода Харьяга-Уса и с обеспечением транспортировки нефти отдельных месторождений в Ненецкой автономной области. 1 Минэнерго РФ. Москва. Август 2003г. 2 Ее строительство было завершено в конце 2001 г. 149
Через Балтийскую трубопроводную систему нефть Урала и Сибири будет более коротким и дешевым путем поступать на терминалы Приморья, а не в порты Латвии и Литвы. БТС позволит отрабатывать более половины нефти, перегружаемой сейчас в портах стран Прибалтики.1 «Транснефть», курирующая строительство БТС, обладает опытом создания уникальных систем экологической безопасности. Технологии, применяемые при строительстве БТС, демонстрируют свою эффективность: если в финском порту Порвоо годовая норма загрязнения составляет 12 тонн, то в российском Приморске (порт БТС) - всего 4 кг. Коэффициент аварийности на российских нефтепроводах - 0,04 на 1000 км., на европейских - 0,06.2 Фактически речь идет о российском технологическом и экологическом опережении в строительстве энергетической транспортной инфраструктуры, что представляет собой выигрышный фактор для привлечения иностранных инвестиций. В июне 2003 года завершился первый этап развития БТС, а также в июле была введена в строй вторая очередь системы. Вначале пропускная способность БТС составляла 12 млн.тонн в год, к 2005 г. повысилась до 50 млн.тонн. По оценке президента «Транснефти» С. Вайнштока, к середине 2006 г. пропускная способность БТС будет увеличена до 60 млн. тонн.3 Развитию энерготранспортной системы в северо-западном направлении государство придает первостепенное значение. Немалый интерес к ней проявляют и страны Северной и Западной Европы, поскольку возникают проблемы с нефтедобычей в Великобритании, Норвегии - ведущих европейских нефтедобывающих государствах. По данным компании «British Petroleum», доказанных запасов нефти в Англии (Северном море) при нынешних темпах ее добычи осталось лет на 5-8. 1 Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. С. 154. 2 Независимая газета. 2003. 26 декабря. 3 Коммерсантъ.2005. 16 апреля. 150
Этим объясняются и происходящие положительные перемены по отношению к России английских властей и деловых кругов, активизирующих попытки налаживания стратегического партнерства в энергетической области. Подписан меморандум о прокладке через Балтийское и Северное моря Северо-Европейского газопровода в страны Европы, включая Великобританию; создаются проекты строительства на Балтике и Баренцевом море перевалочных и транспортных узлов для нефти и нефтепродуктов на экспорт; объявлено о завершении формальной процедуры слияния российских активов Тюменской нефтяной компании и ВР.1 Для Англии значение этих проектов трудно переоценить, ведь уже к 2006 году она станет нетто-импортером газа, а к 2010-нефти. К 2020-му 70% электроэнергетики в стране будет вырабатываться на газе, 90% которого будут импортироваться из России. Несмотря на наличие заметно выраженных отношений конкуренции между Россией и США в нефтяной сфере, существует тенденция к развитию взаимовыгодного сотрудничества между ними. Так, в октябре 2002г. В Хьюстоне (Техас) проходила встреча представителей правительственных и деловых кругов России и США. В результате американская фирма «Marathon Oil Company» и российская государственная нефтяная компания «Роснефть» учредили «Urals North American Marketing» (UNAM) - совместное предприятие для доставки и продажи российской нефти в Северной Америке с целью создания в перспективе крупного рынка сырой нефти из Уральского региона.3 Для развития российско-американского энергетического сотрудничества на длительную перспективу чрезвычайно важным представляется решение четырех российских компаний («ЛУКойл», «ЮКОС», «ТНК», «Сибнефть») о строительстве терминала в Арктике 1 См.: Громыко А. Тони Блэру придется вспомнить о Москве.// Независимая газета. 2005,12 мая. 2 Там же. 3 См.: Шныров А. Б. Указ.соч. С. 190. 151
(Мурманск)- как начала экспортного маршрута в США. По этому терминалу будет перекачиваться миллион баррелей нефти в день. В качестве подводного пути к терминалу запланировано строительство нефтепровода длиной до 3600 км., которое должно завершиться в 2007 г.1 В качестве трудности в осуществлении этого проекта является специализированного терминала в Мурманске.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/534203.html |
|