Быстрый переход к готовым работам
|
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И МЕТОДЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯВ отличие от многих социальных конфликтов, этнические конфликты имеют ряд особенностей, главным из которых является то, что на этапе активного противоборства сторон обостряется психологическая напряженность и взаимная неприязнь этнических групп. В этой связи верно утверждение политологов, что межэтнические столкновения легче предотвратить на ранней стадии их развития, нежели в период их открытого противостояния.1 Отсутствие единой организационной структуры отрицательно сказывается на исследовании этнических проблем.[1] [2] Для того, чтобы предотвратить развитие того' или иного конфликта, необходимы навыки управления подобными противоречиями и знания о компонентах, входящих в его состав.
Первым этапом данного процесса является прогнозирование конфликта, направленное на поиск причин развития этнического столкновения. Следующим важным субъектом управления считается предупреждение конфликта, основанное на прогнозировании и применении действий по нейтрализации роста напряженности и развитию конфликта. Как отмечает А. Остин: «Раннее предупреждение конфликтов представляет собой бесспорную необходимость. Конфликты необходимо активно предотвращать, и первый шаг к этому прогноз того, когда, где и почему тот или иной конфликт может возникнуть. Таким же образом начинается решение любой проблемы: необходимо выяснить, в чем она заключалась и каковы её причины, что нужно сделать для ее решения и сколько есть времени. Варианты действий будут неизбежно зависеть от того, как понимаем ситуацию. В этом плане ранее предупреждение взаимосвязано с предотвращением кризисов».1 Ярким примером позднего реагирования на процесс зарождения противоречий на этнической почве могут служить конфликты на постсоветском пространстве. Советские ученые неоднократно предупреждали ЦК КПСС о зарождении национализма и о последствия неурегулированности конфликта. Так, о вероятности карабахского конфликта власти были информированы за полгода, однако, правительство страны понадеялось на интернационализм и дружбу народов, и не придало необходимое значение событиям, происходившим в стране.[3] [4] Сложно не согласиться с В.А. Харченко о существовании «множества примеров, когда неэффективные действия представителей власти (советской - А.А.) приводили к повышению уровня конфликтности и не предотвращали, а
наоборот, способствовали развитию конфликта по наихудшему, силовому сценарию». 1 Немаловажным пунктом в вопросе управления противоречий является регулирование конфликтов, действие, направленное на выход из открытого противостояния и снижения уровня агрессии. Данный процесс включает в себя ряд правил, соблюдение которых является важной ступенью выхода из конфликтной ситуации. Во-первых, легитимация конфликта - признание противоборствующими сторонами реальности проблемы и необходимость его разрешения. Во-вторых, институциализация конфликта - разработка норм и правил, необходимых для соблюдения сторонами. В-третьих, необходимость перевода конфликта в юридическую плоскость. В-четвертых, создание необходимых органов по урегулированию конфликта и организация переговорного процесса.^ В-пятых, создание условий для получения информации о действиях по урегулированию конфликта.[5] [6] Возвращаясь к субъектам управления, необходимо указать последний этап - разрешение конфликта, деятельность по завершению столкновений. Важно отметить, что на данном этапе конфликт может быть завершен полностью или частично, однако при неполном завершении противостояния, существует вероятность очередного возгорания этнических противоречий.[7] По мнению ряда исследователей, знание содержания этапов конфликта способствует разработке методов прогнозирования и управления межэтническими противостояниями. Анализ эволюции межэтнических отношений позволяет сделать вывод о схожести этнических противостояний в прошлом и в современном мире. В основе всех этнических столкновений лежит неравенство этносов и желание
к равноправию. В этой связи основной целью методов урегулирования подобных конфликтов должен стать поиск компромиссного решения, удовлетворяющий' интересы всех сторон. Для достижения данной цели необходим ряд условий: 1) признание сторонами наличия конфликта; 2) достижение высокой степени организованности сторон, что позволит достичь необходимых результатов и договоренностей; 3) соблюдение сторонами установленных правил, в том числе регламентирующих равенство сторон.1 Равноправие между сторонами можно достичь, если причиной этнического конфликта является экономическое или политическое противостояние, однако в случае территориальных или статусных споров равноправия достичь практически невозможно, так как любая уступка с одной или другой стороны воспринимается как поражение.
[1]Гуськов А.Я. Конфликтология. М... С. 133. [2] Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley: Univ. of California Press, 1985. [3] Остин А. Раннее предупреждение и мониторинг конфликтов // Этнополитический конфликт: пути трансформации: Настольная книга Бергховского центра. M., 2007. С 132. [4] Чешко С. Роль этнонационализма в распаде СССР... С. 459 [5] Харченко В.А. Внутригосударственные межэтнические конфликты на постсоветском пространстве: теория и практика политического управления (на материалах Юга России и Киргизстана): дис. докт. полит, наук: 23.00.04... Бишкек, 2011. С. 5. [6] Ратников В.П. Конфликтология... С. 326. [7] Хоперская Л.Л.. Харченко В.А., Локальные межэтнические конфликты на юге России... С. 24.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/199245.html |
|