Быстрый переход к готовым работам
|
Состояние проблемы социального воспитания сельских школьников в психолого-педагогической литературеВ современном обществе уже стало фактом общественного сознания признание высокой конструктивной роли педагогической теории и практики в развитии и преобразовании общества. По крайней мере, опыт XX столетия является блестящим подтверждением становящегося аксиомой положение, которое четко сформулировал педагог Я. Корчак: «Реформировать мир - значит реформировать воспитание человека»[103, с.З]. В процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспитания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное отношение к социальным и биологическим детерминантам[10, с.49]. Парадигма социального воспитания (П.Бурдье, Ж.Фурастье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого. Сторонники второй, биопсихологической парадигмы (А.Медичи, Г.Миаларе, К.Роджерс, А.Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего. Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (З.И.Васильева, Л.И.Новикова, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский). . Мы считает, что на современном этапе воспитания социально-направленной личности сельского школьника больше подходит третья парадигма, акцентирующая взаимосвязь социального и индивидуального. Индивидуальность и социальность - вот те две бытийные, ценностные ориентации, которые присущи воспитанию как общественному явлению. Можно согласиться с мнением Т.А.Ромм, что «системная целостность воспитания определяется наличием этих двух противоположных, но взаимодополняющих тенденций» [138, с.11]. С нашей точки зрения современная трактовка социального воспитания - это консолидация предшествующего опыта просветителей и педагогов. Ещё французский просветитель XVIII в. Ж.-Ж.Руссо утверждал, что «воспитывать детей должны сами родители»[5 8, с.205]. Но в тоже время, считая главным естественным правом человека, право на свободу, Ж.-Ж.Руссо выдвинул идею свободного воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные влияния. Последователь идеи свободного воспитания Л.Н.Толстой верил в природное совершенство личности ребенка, который от рождения уже является прообразом гармонии правды, красоты и добра. Если у Ж.-Ж.Руссо воспитание означало соответствие естественному развитию ребенка, то у Л.Н.Толстого воспитание - это создание условий, способствующих развитию личности ребенка[152, с. 123]. Таким образом, мы подошли,к выводу, что для успешного социального воспитания сельских школьников необходимо создавать условия, отвечающие интересам личности и в тоже время отвечающих запросу общества. XIX век в силу своих особенностей (активизация социальнополитического движения в России и определённые изменения в системе социальных отношений) по-новому заставил мыслителей рассмотреть трактовку и применение воспитания в общем, и социального в частности, создавая большие возможности для личной активности, инициативы, смены рода занятий. Выдающийся русский педагог П.Ф.Каптерев, подмечая эту особенность социальной жизни, ставит вопрос о необходимости организации общественных и государственных учреждений для крестьянских детей: «В деревнях и сёлах подобные учреждения особенно необходимы в летнюю рабочую пору, когда почти всё взрослое население на работе в поле...»[52, с.8]. Нас привлекло данное утверждение, так как в современном селе в связи с кризисом семьи, сельским школьникам необходима поддержка со стороны специально-организованных процессов воспитания, в нашем случае в ходе краеведческой деятельности. С нашей точки зрения заслуживает внимания педагогический опыт С.Т.Шацкого. Он проводил в жизнь идею активного включения детей в производительный сельскохозяйственный труд[164] и исповедовал идею социальной обусловленности развития: «...свободного ребенка не существует, а существует ребенок, отражающий всевозможные воспитательные влияния среды, поэтому во все проявления ребенка необходимо ввести значительные социальные поправки»[171, с. 16]. Он признает деятельную активность ребенка, сравнивает его с исследователем, который бесстрашно отправляется в путешествие по жизни, приобретая в результате своей деятельности первый житейский опыт. «Недаром так называемые «уличные мальчишки» обладают большой практичностью и хорошо ориентируются в сложных условиях окружающей их жизни»[172, с.108].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/305296.html |
|