У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Источники финансирования государственных высших учебных заведений

Для осуществления своей основной деятельности государственным высшим учебным заведениям необходимы финансовые средства, при чем развитие образования характеризуется постоянным ростом потребностей в них.

Финансирование - это процесс наделения государственных высших учебных заведений денежными (а возможно и иными) средствами для осуществления их деятельности на основе утвержденных смет доходов и расходов.

Проанализировав упоминания в разнообразных нормативных документах и сведения в экономической литературе, можем выделить следующие основные черты, присущие финансированию:

  • безвозмездность и безвозвратность, т.е. у получателей средств не возникает обязательств по их возврату (возвращается только остаток неиспользованных средств) или возмещению;
  • целевая направленность - подразумевает использование средств только на предусмотренные планом объекты и цели;
  • плановость, так как средства предусматриваются при составлении сметы (финансового плана);

- экономичность - подразумевает правильное и рациональное
расходование средств;

  • временная определенность - означает, что средства выделяются по мере их расходования;
  • подконтрольность - тот, кто финансирует, имеет право проверить эффективность использования выделенных средств.

 

33 В настоящее время существуют различные позиции и точки зрения по поводу    финансирования    высшего    образования.    Поэтому    прежде    чем рассмотреть источники финансирования государственных высших учебных заведений в нашей стране, обратимся к зарубежному опыту.

При всем многообразии направлений финансовых потоков в образовании в развитых странах Запада на сегодняшний день сложились три основные финансово-экономические модели образования. При этом следует отметить, что в чистом виде они встречаются редко.

1. Модель финансирования образования, ориентированная на свободный рынок. Данная модель характеризуется ограничением расходов на образование со стороны государства и минимизацией его финансовых обязательств перед высшим образованием. Бесплатным может быть только среднее образование. «Эта модель побуждает государственные учебные заведения становиться субъектами рынка, при этом предполагается рост прибыли учебного заведения и приведение «рвения к образованию» в соответствие с финансовыми издержками на образование со стороны государства и отдельных лиц согласно спросу рынка труда» [И.В. Ишина, с.ЗО].

Кроме того, указанная модель финансирования образования характеризуется повышением относительной юридической независимости учебных заведений от государства. Это выражается, прежде всего, в передаче средств государственного, регионального и муниципального бюджетов под ответственность учебных заведений и в свою очередь сопровождается строгим контролем за использованием средств со стороны властных структур. Изменения претерпевает оплата труда преподавателей, размеры которой устанавливаются исходя из результатов их деятельности по подготовке обучаемых.

Но такая модель финансирования не нашла широкого применения в зарубежной практике финансирования образования.

 

34

2.   Финансово-экономическая модель образования, исходящая из
главной роли государства в финансировании профессионального
образования.
В соответствии с этой моделью образование должно
обеспечивать всестороннее развитие индивидов, при этом образование быть
свободным от доминирующего влияния большого бизнеса. При
финансировании основным аспектом является обеспечение социальной
справедливости, равенства начальных возможностей для обучаемых, а также
и их конечных результатов за счет высокого качества образовательного
процесса. С этой целью в рассматриваемой модели предлагается увеличение
численности преподавательского состава и рост его заработной платы,
повышение стипендий учащимся, улучшение уровня материально-
технической базы, коммуникационной и информационной обеспеченности
учебных заведений, что потребует соответствующих значительных
финансовых вложений со стороны государства.

При этом государство берет на себя всю ответственность за финансирование образования, увеличивая расходы на образование, за счет повышения уровня налогообложения. Возможности увеличения государственной финансовой поддержки образования зависят от размеров ВВП, приоритетов бюджетно-финансовой и социальной политики государства, выраженных через соответствующие размеры бюджетных расходов на образование и т.д.

3.    Финансово-экономическая модель образования, основанная на
принципах государственного рынка. В рамках этой модели финансирование
образования должно обеспечивать не результаты деятельности учебного
заведения, а гарантированные равные стартовые возможности для всех
учащихся.

«Финансирование образования должно осуществляться через усиление ориентации      образовательного      продукта,      производимого     учебными

 

35 заведениями, на потребителя и через поддержку политики привлечения всех частных потребителей к финансированию образования». [И.В. Ишина, с. 33].

При сохранении объемов государственного финансирования образования предпочтение отдается повышению вложений обучаемого или заинтересованных в его обучении лиц. Модель является открытой для частичной приватизации системы образования и заключения договоров на подготовку студентов с фирмами для выполнения образовательной деятельности. При этом стратегия финансирования образования и обучения строится не на снижении общих государственных расходов на образование, а на инвестировании государственных средств в решение ключевых задач образования и на привлечении всех частных потребителей к финансированию образования.

Говоря о государственном участии в финансировании образования, следует отметить, что существуют разнообразные механизмы распределения государственных средств в систему образования. Используемые в практике финансирования образования методы и формы «передачи» государственных ассигнований условно можно классифицировать следующим образом:

-финансирование осуществляется под издержки учебного заведения, в этом случае финансовые потоки из бюджетов непосредственно поступают в учреждение образования - производителям образовательных услуг;

- посредником между бюджетом и учебным заведением выступает
сам учащийся - потребитель услуг образования, который «приносит» в
учебное заведение определенную сумму бюджетных ассигнований на
образование при подушевом выделении бюджетных средств;

- движение бюджетных финансовых потоков носит опосредованный
характер в случае предоставления обучаемому различных форм
государственной финансовой поддержки;

 

36

-государство устанавливает формы косвенной поддержки учебных заведений и обучающихся через предоставление разнообразных льгот.

Как в первом, так и во втором случае движение бюджетных финансовых средств в конечном счете приводит к поступлению определенного объема ассигнований в распоряжение учебного заведения. Но государство поддерживает образовательные учреждения не только посредством прямого финансирования, но и в разнообразных формах финансовой помощи студентам, а также используя методы регулирования и стимулирования деятельности учебных заведений, в частности через льготную систему налогообложения.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/34634.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.