Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие и назначение института уполномоченного по правам человека (омбудсмена)Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена) получил активное развитие в современных государствах мира[1]. Его распространение не связано с особенностями конституционного строя, либо правовой системы. Должность омбудсмена утвердилась и в странах конституционной монархии (Швеция, Дания, Великобритания) и, в государствах с республиканской формой правления (США, Франция, Финляндия), в странах с развивающейся демократией (Гайана, Маврикий, Остров Фиджи), в государствах перехода к демократическому режиму (Армения, Украина, Литва). Государства, относимые к различными правовыми семьям (романо-германской, англо-американской, индусской и др.) заимствовали институт омбудсмена и, опираясь на опыт предшественников, адаптировали его, сообразуясь с особенностями системы государственной власти и национальными традициями. Очевидно одно - институт омбудсмена является своего рода атрибутом государств сформировавших или создающих демократический режим. Распространение института омбудсмена в большинстве современных демократических стран обусловлено объективной необходимостью защиты прав и свобод человека. Особенно очевидным это стало после мировых войн и зверств тоталитарных режимов. Под влиянием норм формирующегося международного права (Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и др. международные акты) многими государствами было признана необходимость защиты и обеспечения прав человека. Другая предпосылка распространения данного института обусловлена переходом европейских государств от политики laissez-faire (невмешательства) к политике welfare state (всеобщего благоденствия) и, соответственно задачей обеспечения прав человека «второго поколения». Однако такой переход сопровождался усилением исполнительной власти. Становится очевидным, что механизмы контроля за деятельностью исполнительной власти, выработанные в процессе развития демократических государств, оказались явно не достаточными. Учреждение института омбудсмена позволило, с одной стороны, смягчить последствия усиления исполнительной власти, создать дополнительный механизм защиты прав граждан, с другой стороны, усилить контроль парламента над административной системой. Как отмечает Н.Ю. Хаманева, «распространение института омбудсмена и включение его в конституционно-политическую систему ряда стран объясняются, прежде всего, постоянно растущим проникновением государства во все социальные области жизни общества, расширением административной функции государства, ростом государственного регулирования, что приводит к умалению роли законодательной власти и упрочению позиции административного аппарата»[2] [3]. Институт омбудсмена, впервые возникший в Швеции в 1809 г. на основании Документа о правлении, долгое время оставался чисто шведским феноменом. Лишь спустя столетие подобный институт был учрежден в Финляндии на основе Конституции 1919 г. Однако до середины XX века идея омбудсмена не получила распространение за пределами скандинавских государств. Следует отметить, что образование института омбудсмена в Швеции и Финляндии имело сугубо внутренние причины. Его учреждение объяснялось не целью защиты прав человека, а стремлением парламентов обеспечить законность в деятельности исполнительной и судебной властей. Он задумывался в качестве дополнительного элемента в системе конституционных сдержек и противовесов. Омбудсмен наделялся функцией надзора за соблюдением принимаемых парламентом актов судами, органами исполнительной власти, должностными лицами публичной администрации . Шведский омбудсмен юстиции был подотчетен только избравшему его парламенту, которому представлял ежегодные доклады о своей деятельности. В развитии института омбудсмена за пределами скандинавских государств следует выделить два основных этапа. Первый начинается в 60-е годы XX века с учреждения института омбудсмена в Новой Зеландии, его распространения в странах британского Содружества и ряда других, преимущественно европейских государств. Второй этап получает развитие в 80-е годы прошлого столетия, когда институт омбудсмена вводится в странах Латинской Америки, Азии, Африки, Океании, а позже, в государствах Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Определенную роль в продвижении института омбудсмена сыграли международные документы. Еще в 1946 г. в резолюции Экономического и Социального Совета ООН рекомендовалось государствам-членам рассмотреть вопрос об учреждении групп или местных комитетов по правам человека для сотрудничества с Комиссией по правам человека ООН. Однако непосредственное влияние оказало решение Конференции ООН 1959 г., в котором рекомендовалось учредить институт омбудсмена во всех государствах мира.
[1] В государствах это должностное лицо имеет различные официальные наименования: омбудсмен, медиатор, посредник, народный защитник, уполномоченный и др. По традиции, сложившейся в литературе, нами будет применяться термин «омбудсмен» наряду с категорией «уполномоченный». [2] Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан. М., 1998. С. 9 - 10. [3] См.: Шемшученко Ю., Мурашин Г. Институт омбудсмена в современном буржуазном праве // Сов. гос. и право. 1971. №1. С. 139.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/540946.html |
|