Быстрый переход к готовым работам
|
Формирование института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФСоздание института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации было предопределено сложностью политической ситуации, обострением социальных противоречий, но особенно увеличивающимся разрывом интересов между аппаратом управления и гражданами. С другой стороны, на фоне развернутой отечественными средствами массовой информации кампании о нарушении прав человека в России, введение нового «западного типа» института должно было стать подтверждением желания российской власти развивать процесс демократизации общества, обеспечивать права человека. Однако еще в восьмидесятых годах в отечественных научных кругах господствовало негативное отношение к институту омбудсмена. Так, к примеру, в статье Ю.С. Шемшученко и Г.А. Мурашина утверждалось что омбудсмен - «это орган буржуазного государства, ничтожная эффективность которого предопределена законом...В осуществлении своих функций он всецело зависит от интересов и поддержки господствующего класса капиталистического общества...В действительности же законодательное закрепление независимости омбудсмена - это всего лишь маскировка его фактического положения»1. Считалось, что более эффективным защитником прав личности в СССР является прокурор, наделенный обширными полномочиями, включая право рассматривать жалобы граждан на действия чиновников. Процессы демократизации, развернувшиеся в конце девяностых годов, были сопряжены не только с модификацией действующих органов власти, но и поиском новых механизмов, направленных на реализацию прав граждан, на создание конструктивных отношений между властью и личностью. См.: Шемшученко Ю., Мурашин Г. Институт омбудсмена в современном буржуазном праве // Сов. гос. и право. 1971. №1. С. 143 - 144. Эти процессы дали мощный импульс для публичного обсуждения, а затем формирования новых институтов, в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. К примеру, одними из таких институтов становятся Комитет конституционного надзора СССР и Конституционный Суд РФ. Несомненную роль в становлении новых учреждений сыграло обращение к опыту зарубежных стран. В результате был заново «открыт» институт омбудсмена, получивший широкое признание во многих государствах. «Особо следует отметить, - пишет Н.Ю. Хаманева, - что некоторые юридические и политические механизмы, действовавшие в Советском Союзе, ликвидированы, а четкая и логически выдержанная система новых органов еще не создана. Поэтому особый интерес представляет правовой институт омбудсмена, успешно функционирующий во многих странах мира. Этот институт, завоевавший признание в мире, до последнего времени не привлекал внимание нашего законодателя»[1]. Таким образом, возникновение института уполномоченного по правам человека обуславливалось стремлением российского общества создать новые институты, направленные на защиту прав человека, обеспечения их гарантий от произвола со стороны государственного аппарата, а также обращением к зарубежному, исторически апробированному опыту действующих государственно-правовых институтов. По справедливому замечанию И.И. Лукашука, «чем сложнее становятся общественные отношения, а следовательно, и их правовое регулирование, чем шире задачи национальной правовой системы, тем выше значение заимствования зарубежного опыта»[2]. Предложения о создании в России института омбудсмена высказанные в научной литературе оказались в сфере внимания законодателей при подготовке новых конституционных проектов. В первоначальных вариантах проектов Основного Закона (1990 г.) российский омбудсмен именовался Государственным комиссаром Верховного Совета РФ, в последующих - Парламентским уполномоченным по правам человека, Уполномоченным Верховного Совета РСФСР по правам человека[3]. Это был первый значительный успех отечественных конституционалистов, выдвинувших идею необходимости создания службы омбудсмена в российской государственноправовой системе. Следующей вехой в учреждении института омбудсмена в России стало принятие 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР такого важного документа, как Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР. Статья 40 Декларации устанавливала: «(1) Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека. (2) Парламентский уполномоченный по правам человека назначается Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет, подотчетен ему и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР. (3) Полномочия Парламентского уполномоченного по правам человека и порядок их осуществления устанавливаются законом»[4]. Данные положения, несмотря на декларативный характер документа, заложили основы статуса нового для России института. Несмотря на то, что в последующем статус Парламентского уполномоченного существенно видоизменился, положения Декларации послужили ориентиром для последующих законодательных решений о введении должности Уполномоченного. Для окончательного закрепления нового института в национальном законодательстве и реального воплощения идеи омбудсмена необходимо было отразить соответствующее положение в Основном Законе государства. Это осуществилось с принятием новой Конституции Российской Федерации 1993г. Согласно пункту д) части 1 статьи 103 Конституции РФ, к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. В сравнении с положениями Декларации, изменилось наименование нового должностного лица (исчезло определение «парламентский»), были изъяты статусные характеристики Уполномоченного. Однако норма о необходимости принятия федерального конституционного закона, регулирующего его деятельность, устанавливала высокое правовое положение Уполномоченного. Н.Ю. Хаманева в комментарии к данному положению Конституции РФ отмечает: «Действующая Конституция РФ ввела равнозначный пост Уполномоченного по правам человека. Новый институт должен вписаться в уже действующую систему защиты прав и свобод человека и гражданина, дополнить существующие механизмы этой защиты. Основные задачи Уполномоченного, его статус и порядок работы должен быть определен федеральным конституционным законом»[5]. Таким образом, закрепление в Конституции Российской Федерации, даже в весьма общем виде, должности Уполномоченного по правам человека, являлось признанием необходимости введения дополнительного института обеспечения прав и свобод личности.
Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан. М., 1998. С. 5. [2] Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. 35 - 36. [3] Проект Конституции Российской Федерации//Российская газета. 1991. 19 апреля. [4] Постановление Верховного Совета РСФСР «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Российская газета. 1991. 25 декабря. [5] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М.: Юристь. 1997. С. 542.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/540946.html |
|