Быстрый переход к готовым работам
|
Правовой статус Уполномоченного по правам человекаПонятие правового статуса уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации не получило обстоятельного раскрытия в отечественной юридической литературе. Исследования во многом сосредотачиваются на вопросах истории и развитии института уполномоченного, характеристике регионального законодательства об уполномоченных, особенностях практики их деятельности, сравнительном анализе положений законов субъектов РФ о региональных уполномоченных по правам человека и Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[1]. Обращение к специальным региональным законам показывает весьма не одинаковое «наполнение» статусных характеристик уполномоченных. Принятые на протяжении последних десяти лет, законы отражают различные подходы региональных законодателей к данному институту. Так, например, должность Уполномоченного по правам человека в Республике Коми учреждается в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и Конституцией Республики Коми в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения органами государственной власти Республики Коми, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами (ст. I)[2]. Несколько иной подход у законодателей Тюменской области - согласно Закону Тюменской области, целью деятельности Уполномоченного по правам человека является соблюдение и уважение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в своей деятельности прав и свобод человека и гражданина (ст. 2)[3]. Еще более ограниченно целепологание деятельности Уполномоченного Свердловской области - для содействия гражданам в защите их прав и законных интересов, нарушаемых действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, в Свердловской области вводится должность Уполномоченного по правам человека Свердловской области (ст. 2)[4] [5]. Различным образом региональные законы формулируют задачи деятельности уполномоченных. Во многом задачи раскрывают характер и направление деятельности уполномоченных. Согласно Закону Смоленской области «Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области» основными задачами Уполномоченного являются: «1) усиление гарантий государственной защиты прав и свобод человека; 2) содействие беспрепятственной реализации прав и свобод человека; 3) всемерное содействие восстановлению нарушенных прав; 4) обеспечение соблюдения и уважения прав, свобод и достоинства человека государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами; 5) правовое просвещение и разъяснение гражданам их прав и свобод, форм и методов их защиты; 6) принятие мер по совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; 7) развитие международного сотрудничества в о области прав человека» (ст. 2) . Весьма схожие формулировки задач содержатся в законах Свердловской, Волгоградской, Тюменской областей, Приморского края. В Законе Калининградской области «Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области» определяются следующие задачи: «организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления в Калининградской области, их должностными лицами; содействие восстановлению нарушенных прав граждан; содействие совершенствованию законодательства Калининградской области в части соблюдения прав человека; информирование жителей Калининградской области о положении в области обеспечения и защиты прав и свобод человека; содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; содействие в координации деятельности органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления Калининградской области в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина» (ст. 2)[6]. Региональные законы, как правило, формулируют следующие задачи деятельности уполномоченного: восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего субъекта РФ; совершенствование соответствующего регионального законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина; развитие межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав человека и гражданина; содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
[1] См., например: Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ: Учеб, пособие. / Под ред. А.Ю. Сунгурова. - СПб: Норма, 2003; Замышляев Д.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 3; Корнеева Н.В. Конституционноправовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Автореф. дисс...канд. юрид. наук. СПб., 2002; Матвеев С.Н. Конституционно (уставно) - правовые основы статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Автореф. дисс...канд. юрид. наук. Казань, 2004. [2] Закон Республики Коми «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми» // Консультант Плюс: Региональное законодательство. [3] Закон Тюменской области «Об уполномоченном по правам человека в Тюменской области» // Собрание законодательства Тюменской Думы. 1998. № 4. Стр. 558. [4] Закон Свердловской области «Об уполномоченном по правам человека в Свердловской области» // Консультант Плюс: Регион [5] Закон Смоленской области «Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области» // Вестник Смоленской областной Думы. 1998. № 2.26 мая. [6] Закон Калининградской области «Об уполномоченном по правам человека в Калининградской области» // Дмитрий Донской. 2000. 27 мая.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/540946.html |
|