Быстрый переход к готовым работам
|
Процедура назначения на должность Уполномоченного по правам человекаВ законах субъектов Российской Федерации закрепляется процедура назначения на должность Уполномоченного по правам человека, требования, предъявляемые к кандидатуре на занятие должности, ограничения связанные со статусом Уполномоченного, основания прекращения им полномочий. При различии отдельных аспектов в регулировании данных вопросов, в целом региональные законы имеют схожую концепцию, которая заключается в следующем: установлен парламентский способ назначения на должность Уполномоченного; лицо, занимающее этот пост должно отвечать определенным социально-квалификационным требованиям и, прежде всего, иметь опыт работы в сфере прав и свобод человека. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность Уполномоченного, не совпадают в различных субъектах Российской Федерации. Эти требования относятся к возрасту, профессиональным, реже личностным качествам. Некоторые законы устанавливают образовательный ценз и ценз оседлости. Кроме того, предусматриваются условия несовместимости статуса Уполномоченного с занятием иных публичных должностей, деятельностью приносящей доход. В преобладающем большинстве региональных законов установлено возрастное ограничение для кандидатуры на должность Уполномоченного. Исключение составляют законы Свердловской области и Санкт-Петербурга. В Республике Марий Эл, Пермской, Калининградской, Липецкой, Волгоградской, Архангельской областях, Ставропольском и Красноярском краях, кандидат должен быть не моложе 30 лет. В законах остальных субъектов РФ (например, республиках Татарстан, Башкортостан, Калмыкия, Кемеровской, Саратовской, Московской областях и др.) возрастная планка установлена в 35 лет. Ориентиром в данном случае послужил возрастной ценз установленный в Федеральном конституционном законе. Во всех региональных законах отсутствует верхний возрастной предел для занятия должности Уполномоченного по правам человека. В зарубежных государствах для занятия должности омбудсмена «нижний» возрастной ценз, как правило, не установлен (в Дании и Норвегии не менее 30 лет), но в ряде стран установлен возрастной предел для занятия должности - 65 лет (Великобритания, Нидерланды, Канада)[1]. В большинстве законов субъектов РФ отсутствуют требования к кандидату, связанные с его проживанием на территории соответствующего субъекта Федерации. В законах Липецкой, Амурской, Волгоградской, Кемеровской, Астраханской, Смоленской, Тюменской областей, Краснодарского и Приморского краев, а также республик Ингушетия и Калмыкия установлено требование проживания на территории субъекта РФ, без указания срока. Лишь в Законе Астраханской области закреплен срок проживания на территории области не менее 5 лет к моменту избрания. В законах Республики Татарстан и Республики Башкортостан установлено требование гражданствах этих республик, что, в свете действующих федеральных законов (прежде всего Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»), следует рассматривать как юридический рудимент. Требования к уровню образования отсутствуют в большинстве региональных законов. В законах Архангельской, Амурской, Волгоградской областях «как правило» требуется наличие высшего юридического образования. В законе Краснодарского края это требование является обязательным. Более жесткие требования к уровню образования установлены в Законе Свердловской области: «Кандидат для избрания на должность Уполномоченного по правам человека, как правило, должен иметь ученую степень в области права либо высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. В отдельных случаях допускается отсутствие у кандидата, обладающего большим опытом правозащитной
деятельности, специального юридического образования» (п. 3 ст. 5) . Примечательно, что уже дважды на должность Уполномоченного по правам человека в Свердловской области назначались лица, не имеющие высшего юридического образования. Требование наличия у кандидата высшего юридического образования либо высшего образования и стажа государственной службы на высших или главных государственных должностях государственной службы не менее 4 лет содержится в законах Московской и Тюменской областей. В ряде законов (например, Алтайский край, Астраханская область) кандидат должен иметь высшее образование. Следует отметить, что к началу 2005 года более половины (56 %) действующих в регионах Уполномоченных имели высшее юридическое образование. По разному к вопросу об образовании омбудсмена подходит зарубежное законодательство. В Швеции омбудсменами назначаются компетентные в юриспруденции граждане, которые имеют диплом университета. В Норвегии и Дании кандидат на должность омбудсмена должен отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к судьям. Помощник граждан штата Айова (США) - иметь квалификацию, позволяющую разбираться в проблемах права и публичной политики. В Финляндии и Польши для занятия должности омбудсмена необходимы выдающиеся юридические знания и профессиональный опыт. Однако во Франции и Испании законы не содержат требования о наличии высшего юридического образования[2]. Полагаем, отсутствие высшего юридического образования не должно являться препятствием для занятия должности Уполномоченного. Однако, несомненно, у кандидатов на занятие этого поста должен быть опыт деятельности в сфере защиты прав человека. В большинстве региональных законов, по аналогии с Федеральным конституционным законом, закреплено требование о наличии у кандидата познаний в области прав и свобод человека и опыта их защиты. В Законе Амурской области это положение дополнено следующим - «кандидат на должность Уполномоченного должен обладать высокими моральными качествами», а в Законе Волгоградской области требуется «обладание безупречными моральными качествами». При этом законы не содержат критерии оценки моральных качеств кандидатов и процедуры выявления таковых. Подобные требования весьма субъективны и на практике сложно реализуемы. Значительное место в региональном законодательстве отводится положению о несовместимости поста Уполномоченного с иными публичными должностями, политической и коммерческой деятельностью. Согласно законам Уполномоченный не может являться депутатом законодательных органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления, занимать государственную и муниципальную должности, находится на государственной и муниципальной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской либо иной творческой деятельности.
[1] См.: Бойцова В.В. Народный правозащитник: статус и функционирование. Тверь, 1994. Ч. 2. С. 126. 2 Закон Свердловской области «Об Уполномоченном по правам человека в Свердловской области» // Консультант Плюс: Региональное законодательство. [2] См.: Бойцова B.B. Народный правозащитник: статус и функционирование. Тверь, 1994. Ч. 2. С. 122 и след.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/540946.html |
|