У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Процедура назначения на должность Уполномоченного по правам человека

В законах субъектов Российской Федерации закрепляется процедура назначения на должность Уполномоченного по правам человека, требования, предъявляемые к кандидатуре на занятие должности, ограничения связанные со статусом Уполномоченного, основания прекращения им полномочий. При различии отдельных аспектов в регулировании данных вопросов, в целом ре­гиональные законы имеют схожую концепцию, которая заключается в сле­дующем: установлен парламентский способ назначения на должность Упол­номоченного; лицо, занимающее этот пост должно отвечать определенным социально-квалификационным требованиям и, прежде всего, иметь опыт ра­боты в сфере прав и свобод человека.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность Уполномочен­ного, не совпадают в различных субъектах Российской Федерации. Эти тре­бования относятся к возрасту, профессиональным, реже личностным качест­вам. Некоторые законы устанавливают образовательный ценз и ценз оседло­сти. Кроме того, предусматриваются условия несовместимости статуса Уполномоченного с занятием иных публичных должностей, деятельностью приносящей доход.

В преобладающем большинстве региональных законов установлено возрастное ограничение для кандидатуры на должность Уполномоченного. Исключение составляют законы Свердловской области и Санкт-Петербурга. В Республике Марий Эл, Пермской, Калининградской, Липецкой, Волгоград­ской, Архангельской областях, Ставропольском и Красноярском краях, кан­дидат должен быть не моложе 30 лет. В законах остальных субъектов РФ (например, республиках Татарстан, Башкортостан, Калмыкия, Кемеровской, Саратовской, Московской областях и др.) возрастная планка установлена в 35 лет. Ориентиром в данном случае послужил возрастной ценз установленный в Федеральном конституционном законе. Во всех региональных законах отсутствует верхний возрастной предел для занятия должности Уполномо­ченного по правам человека. В зарубежных государствах для занятия долж­ности омбудсмена «нижний» возрастной ценз, как правило, не установлен (в Дании и Норвегии не менее 30 лет), но в ряде стран установлен возрастной предел для занятия должности - 65 лет (Великобритания, Нидерланды, Кана­да)[1].

В большинстве законов субъектов РФ отсутствуют требования к кан­дидату, связанные с его проживанием на территории соответствующего субъекта Федерации. В законах Липецкой, Амурской, Волгоградской, Кеме­ровской, Астраханской, Смоленской, Тюменской областей, Краснодарского и Приморского краев, а также республик Ингушетия и Калмыкия установлено требование проживания на территории субъекта РФ, без указания срока. Лишь в Законе Астраханской области закреплен срок проживания на терри­тории области не менее 5 лет к моменту избрания. В законах Республики Та­тарстан и Республики Башкортостан установлено требование гражданствах этих республик, что, в свете действующих федеральных законов (прежде все­го Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»), следует рассматривать как юридический рудимент.

Требования к уровню образования отсутствуют в большинстве регио­нальных законов. В законах Архангельской, Амурской, Волгоградской об­ластях «как правило» требуется наличие высшего юридического образова­ния. В законе Краснодарского края это требование является обязательным. Более жесткие требования к уровню образования установлены в Законе Свердловской области: «Кандидат для избрания на должность Уполномочен­ного по правам человека, как правило, должен иметь ученую степень в об­ласти права либо высшее юридическое образование и стаж работы по юри­дической специальности не менее 10 лет. В отдельных случаях допускается отсутствие у кандидата, обладающего большим опытом правозащитной

 

деятельности, специального юридического образования» (п. 3 ст. 5) . При­мечательно, что уже дважды на должность Уполномоченного по правам че­ловека в Свердловской области назначались лица, не имеющие высшего юридического образования. Требование наличия у кандидата высшего юри­дического образования либо высшего образования и стажа государственной службы на высших или главных государственных должностях государствен­ной службы не менее 4 лет содержится в законах Московской и Тюменской областей. В ряде законов (например, Алтайский край, Астраханская область) кандидат должен иметь высшее образование. Следует отметить, что к началу 2005 года более половины (56 %) действующих в регионах Уполномоченных имели высшее юридическое образование.

По разному к вопросу об образовании омбудсмена подходит зарубеж­ное законодательство. В Швеции омбудсменами назначаются компетентные в юриспруденции граждане, которые имеют диплом университета. В Норве­гии и Дании кандидат на должность омбудсмена должен отвечать квалифи­кационным требованиям, предъявляемым к судьям. Помощник граждан шта­та Айова (США) - иметь квалификацию, позволяющую разбираться в про­блемах права и публичной политики. В Финляндии и Польши для занятия должности омбудсмена необходимы выдающиеся юридические знания и профессиональный опыт. Однако во Франции и Испании законы не содержат требования о наличии высшего юридического образования[2].

Полагаем, отсутствие высшего юридического образования не должно являться препятствием для занятия должности Уполномоченного. Однако, несомненно, у кандидатов на занятие этого поста должен быть опыт дея­тельности в сфере защиты прав человека. В большинстве региональных зако­нов, по аналогии с Федеральным конституционным законом, закреплено тре­бование о наличии у кандидата познаний в области прав и свобод человека и опыта их защиты. В Законе Амурской области это положение дополнено сле­дующим - «кандидат на должность Уполномоченного должен обладать высо­кими моральными качествами», а в Законе Волгоградской области требуется «обладание безупречными моральными качествами». При этом законы не со­держат критерии оценки моральных качеств кандидатов и процедуры выяв­ления таковых. Подобные требования весьма субъективны и на практике сложно реализуемы.

Значительное место в региональном законодательстве отводится поло­жению о несовместимости поста Уполномоченного с иными публичными должностями, политической и коммерческой деятельностью. Согласно зако­нам Уполномоченный не может являться депутатом законодательных орга­нов государственной власти субъектов РФ, представительных органов мест­ного самоуправления, занимать государственную и муниципальную должно­сти, находится на государственной и муниципальной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподава­тельской либо иной творческой деятельности.

 


[1] См.: Бойцова В.В. Народный правозащитник: статус и функционирование. Тверь, 1994. Ч. 2. С. 126.

2 Закон Свердловской области «Об Уполномоченном по правам человека в Свердловской области» // Кон­сультант Плюс: Региональное законодательство.

[2] См.: Бойцова B.B. Народный правозащитник: статус и функционирование. Тверь, 1994. Ч. 2. С. 122 и след.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/540946.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.