У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Компетенция Уполномоченного по правам человека

Наиболее важным элементом статуса Уполномоченного по правам че­ловека в субъектах Российской Федерации является компетенция. Несмотря на то, что в целом компетенция региональных уполномоченных содержит ряд общих черт, сфера ее распространения неодинакова. Это обуславливается управленческими особенностями региона, его правовыми традициями. В ря­де случаев региональные законодатели при подготовке законов ориентирова­лись на сложившуюся практику (зарубежную, федеральную, региональную).

В ряде законов субъектов РФ установлен исчерпывающий, достаточно широкий перечень полномочий определяющих статус Уполномоченного (Калининградская, Тюменская, Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ и др.). К примеру, в Калининградской области Уполномо­ченный: осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в получаемых от органов государственной власти Калининградской области материалах по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в обращениях граждан и общественных объединений по вопросам нарушений прав и свобод человека и гражданина, в сообщениях средств массовой информации; составляет общие ежегодные и специальные доклады о соблюдении прав человека и гражданина; вносит в органы госу­дарственной власти Калининградской области предложения о совершенство­вании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и граждани­на; рассматривает направленные непосредственно Уполномоченному обра­щения (жалобы) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, иных физических и юридических лиц, если их обращения (жалобы) касаются вопросов соблюдения гражданских и политических прав; проверяет по пору­чению областной Думы, по обращению губернатора, администрации области либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также об отдельных фактах ущемления прав и свобод человека и гражданина; принимает участие в разработке нормативных правовых актов области, затрагивающих права и свободы чело­века; по поручению областной Думы готовит и представляет заключения по вопросам защиты прав человека; наделяется правом внесения на рассмотре­ние губернатора проектов нормативных актов по вопросам, касающихся со­блюдения прав и свобод граждан (ст. 10)[1] [2].

В других региональных законах компетенция Уполномоченного пред­ставлена более ограниченно. Например, в Законе Приморского края установ­лено следующее: «Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служа­щих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действие (бездейст­вие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решения-

л

ми, принятыми по его жалобе» (ст. 10) .

Достаточно широко, но в месте с тем менее определенно изложена компетенция Уполномоченного Астраханской области: рассматривает жало­бы и обращения граждан; оказывает юридическую помощь гражданам по во­просам защиты прав человека; представляет ежегодный доклад о соблюдении

о

прав человека (ст. 13) .

Из вышеприведенных примеров закрепления полномочий Уполномо­ченного по правам человека наиболее удачным следует признать опыт зако­нодателей Калининградской области. Установлены обширные, но в тоже время «функциональные» полномочия, которые вытекают из цели и задач деятельности. Конкретные полномочия, относимые к ведению Уполномо­ченного, способствуют определенности и устойчивости его деятельности. Как верно отмечает Ю.А. Тихомиров, «компетенция должна быть определена и легально установлена так, чтобы в ней адекватно отражались возможности ее субъекта (или группы субъектов)»[3] [4].

Весьма неоднозначным и не совпадающим в региональных законах яв­ляется круг субъектов, решения и действия (бездействие) которых подлежат рассмотрению Уполномоченным. Так, согласно Закону Волгоградской об­ласти Уполномоченный принимает к рассмотрению жалобы на решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служа­щих, руководителей предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В Законе установлен весьма широкий круг субъектов, чьи действия и акты могут быть предметом рассмотрения Уполномоченного; это не только органы публичной власти (государственной и муниципальной), их должностные лица, но и руководи­тели государственных, коммерческих структур, общественных объединений. Исходя из буквального толкования, контролю со стороны Уполномоченного может быть подвергнута деятельность федеральных органов государственной власти, осуществляющих свои полномочия на территории области . Весьма схожее определение компетенции Уполномоченного содержится в Законе Алтайского края. Такой широкий подход к компетенции Уполномоченного был опротестован прокуратурой Волгоградской области и привел к необхо­димости «сузить» компетенцию Уполномоченного, посредством соответст­вующих изменений в Закон области.

В законах большинства субъектов РФ компетенция Уполномоченного ограничена актами и действиями органов государственной власти соответст­вующего субъекта Федерации и органов местного самоуправления. Напри­мер, в Законе Саратовской области установлено: «Уполномоченный рассмат­ривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов области, местного самоуправления, должностных лиц, государствен­ных и муниципальных служащих области» (ст. 14)1.

Согласно законам республик Башкортостан и Калмыкия контролю со стороны Уполномоченного не могут подлежать действия и решения законо­дательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления. В соответствии с законами ряда субъектов РФ к компетенции Уполномоченного не относится проверка действий и решений законодательных органов государственной власти (например, Республика Саха (Якутия), Амурская, Архангельская, Смоленская области). Представляется, такой подход не лишен логики. Дело в том, что Уполномоченный по правам человека осуществляет проверку по­ступивших к нему жалоб граждан (иных субъектов) на решения и действия, в результате которых произошло нарушение прав в конкретном случае. Оценка с позиции законности решений законодательных (представительных) органов субъектов РФ означала бы вторжение в компетенцию прокуратуры и судеб­ных органов. Другое дело, если в результате вступления в силу акта (закона, постановления) законодательного органа произошли нарушения (ограниче­ния) прав человека, Уполномоченный вправе обратиться с законодательным предложением, либо реализовать право законодательной инициативы (если это предусмотрено законом); Уполномоченный вправе также отразить эту ситуацию в докладе, направляемой законодательным (представительным) ор­ганам государственной власти субъекта РФ.

 


[1] Закон Калининградской области «Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области» // Дмитрий Донской. 2000. 27 мая.

[2] Закон Приморского края «Об Уполномоченном по правам человека в Приморском крае» // Известия При­морского края. 1997.25 декабря.

Закон Астраханской области «Об Уполномоченном по правам человека в Астраханской области» // Астра­ханские известия. 1999. 18 февраля.

[3] Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: 2001. С. 82.

[4]

Закон Волгоградской области «Об Уполномоченном по правам человека в Волгоградской области» // Вол­гоградская правда. 2000. 4 апреля.

Закон Саратовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 1998. №4. Стр. 558.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/540946.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.