Быстрый переход к готовым работам
|
Компетенция Уполномоченного по правам человекаНаиболее важным элементом статуса Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации является компетенция. Несмотря на то, что в целом компетенция региональных уполномоченных содержит ряд общих черт, сфера ее распространения неодинакова. Это обуславливается управленческими особенностями региона, его правовыми традициями. В ряде случаев региональные законодатели при подготовке законов ориентировались на сложившуюся практику (зарубежную, федеральную, региональную). В ряде законов субъектов РФ установлен исчерпывающий, достаточно широкий перечень полномочий определяющих статус Уполномоченного (Калининградская, Тюменская, Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ и др.). К примеру, в Калининградской области Уполномоченный: осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в получаемых от органов государственной власти Калининградской области материалах по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в обращениях граждан и общественных объединений по вопросам нарушений прав и свобод человека и гражданина, в сообщениях средств массовой информации; составляет общие ежегодные и специальные доклады о соблюдении прав человека и гражданина; вносит в органы государственной власти Калининградской области предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; рассматривает направленные непосредственно Уполномоченному обращения (жалобы) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, иных физических и юридических лиц, если их обращения (жалобы) касаются вопросов соблюдения гражданских и политических прав; проверяет по поручению областной Думы, по обращению губернатора, администрации области либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также об отдельных фактах ущемления прав и свобод человека и гражданина; принимает участие в разработке нормативных правовых актов области, затрагивающих права и свободы человека; по поручению областной Думы готовит и представляет заключения по вопросам защиты прав человека; наделяется правом внесения на рассмотрение губернатора проектов нормативных актов по вопросам, касающихся соблюдения прав и свобод граждан (ст. 10)[1] [2]. В других региональных законах компетенция Уполномоченного представлена более ограниченно. Например, в Законе Приморского края установлено следующее: «Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действие (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решения- л ми, принятыми по его жалобе» (ст. 10) . Достаточно широко, но в месте с тем менее определенно изложена компетенция Уполномоченного Астраханской области: рассматривает жалобы и обращения граждан; оказывает юридическую помощь гражданам по вопросам защиты прав человека; представляет ежегодный доклад о соблюдении о прав человека (ст. 13) . Из вышеприведенных примеров закрепления полномочий Уполномоченного по правам человека наиболее удачным следует признать опыт законодателей Калининградской области. Установлены обширные, но в тоже время «функциональные» полномочия, которые вытекают из цели и задач деятельности. Конкретные полномочия, относимые к ведению Уполномоченного, способствуют определенности и устойчивости его деятельности. Как верно отмечает Ю.А. Тихомиров, «компетенция должна быть определена и легально установлена так, чтобы в ней адекватно отражались возможности ее субъекта (или группы субъектов)»[3] [4]. Весьма неоднозначным и не совпадающим в региональных законах является круг субъектов, решения и действия (бездействие) которых подлежат рассмотрению Уполномоченным. Так, согласно Закону Волгоградской области Уполномоченный принимает к рассмотрению жалобы на решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, руководителей предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В Законе установлен весьма широкий круг субъектов, чьи действия и акты могут быть предметом рассмотрения Уполномоченного; это не только органы публичной власти (государственной и муниципальной), их должностные лица, но и руководители государственных, коммерческих структур, общественных объединений. Исходя из буквального толкования, контролю со стороны Уполномоченного может быть подвергнута деятельность федеральных органов государственной власти, осуществляющих свои полномочия на территории области . Весьма схожее определение компетенции Уполномоченного содержится в Законе Алтайского края. Такой широкий подход к компетенции Уполномоченного был опротестован прокуратурой Волгоградской области и привел к необходимости «сузить» компетенцию Уполномоченного, посредством соответствующих изменений в Закон области. В законах большинства субъектов РФ компетенция Уполномоченного ограничена актами и действиями органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации и органов местного самоуправления. Например, в Законе Саратовской области установлено: «Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов области, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих области» (ст. 14)1. Согласно законам республик Башкортостан и Калмыкия контролю со стороны Уполномоченного не могут подлежать действия и решения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления. В соответствии с законами ряда субъектов РФ к компетенции Уполномоченного не относится проверка действий и решений законодательных органов государственной власти (например, Республика Саха (Якутия), Амурская, Архангельская, Смоленская области). Представляется, такой подход не лишен логики. Дело в том, что Уполномоченный по правам человека осуществляет проверку поступивших к нему жалоб граждан (иных субъектов) на решения и действия, в результате которых произошло нарушение прав в конкретном случае. Оценка с позиции законности решений законодательных (представительных) органов субъектов РФ означала бы вторжение в компетенцию прокуратуры и судебных органов. Другое дело, если в результате вступления в силу акта (закона, постановления) законодательного органа произошли нарушения (ограничения) прав человека, Уполномоченный вправе обратиться с законодательным предложением, либо реализовать право законодательной инициативы (если это предусмотрено законом); Уполномоченный вправе также отразить эту ситуацию в докладе, направляемой законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта РФ.
[1] Закон Калининградской области «Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области» // Дмитрий Донской. 2000. 27 мая. [2] Закон Приморского края «Об Уполномоченном по правам человека в Приморском крае» // Известия Приморского края. 1997.25 декабря. Закон Астраханской области «Об Уполномоченном по правам человека в Астраханской области» // Астраханские известия. 1999. 18 февраля. [3] Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: 2001. С. 82. Закон Волгоградской области «Об Уполномоченном по правам человека в Волгоградской области» // Волгоградская правда. 2000. 4 апреля. Закон Саратовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. 1998. №4. Стр. 558.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/540946.html |
|