Быстрый переход к готовым работам
|
Понятия "культурный код", "языковой код", "лингвокультурный код"Язык является одной из множества разнообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-либо ситуациях, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатах познавательной деятельности. Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль носителей определенных содержаний (значений). Именно благодаря им оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщениях информации и реализации коммуникативных актов. Знаки как бы замещают предметы, на которые они указывают и которые они называют. Такое замещение в процессе коммуникации происходит постоянно, так что поневоле может сложиться впечатление, что люди живут не только и не столько в мире вещей, сколько в мире знаков. Знаки и образуемые ими знаковые системы изучаются в рамках семиотики (во французской традиции, семиологии). В развитие этой науки, основы которой были заложены еще представителями античной и средневековой философской мысли, в наше время внесли большой вклад Ч. С. Пирс (Ch. S. Peirce), Ч. У. Моррис (Ch. W. Morris), Ф. де Соссюр (F. de Saussure), Л. Ельмслев (L. Hjelmslev), Э. Кассирер (Е. Cassirer), Р. О. Якобсон, К. Бюлер (К. Biihler), Я. фон Юкскюлл (J. von Uxciill), Т. Себеок (Th. Sebeok), Р. Барт (R. Barthes), У. Эко (U. Есо), Ю.М.Лотман, Ю.С.Степанов. Ч.У.Моррис предложил различать в семиотике три аспекта: синтактику, семантику и прагматику. Смысловые содержания являются предметом семантики, отношения между знаками - предметом синтактики (синтаксиса), а отношения между знаками и их пользователями исследует
23 прагматика. Знак, как правило, несет определенную целевую нагрузку, сообщая об отношениях его отправителя к своему адресату, к ситуации общения, к денотату и к самому сообщению. Каждый знак соотнесен в рамках конкретной знаковой ситуации (семиозиса) с тем или иным предметом, явлением, фактом, событием, положением дел как своим денотатом (или референтом). Эта соотнесенность опосредствуется сознанием человека, использующего знаки. Иначе говоря, не сам знак указывает на тот или иной предмет или называет предмет; этот акт указания на предмет (акт референции) осуществляет человек посредством выбора и употребления соответствующего знака. Как писал Ч.С.Пирс, знак либо копирует объект (иконический знак), либо указывает на него (индексальный знак), либо его символизирует, находясь в условной связи с ним (знак-символ). В целях дальнейшего исследования рассмотрим понятие "код". Для помехоустойчивости передачи и т.п.» [БЭС 1973, т.12:368]. По определению И.В.Арнольд, «кодом называется набор значимых единиц и правил их соединения, позволяющий передавать сообщения» [Арнольд 1983:23]. С позиций семиотики вся знаковая система трактуется как код. В понимании Р.Барта, код принадлежит главным образом к сфере культуры:
24 коды - это «определенные виды уже виденного, уже читанного, уже деланного», то есть культурный код - это апелляция к совокупному человеческому опыту [Варті994:456]. Несмотря на то, что все коды создаются культурой, Р.Барт выделяет понятие "культурный код" - код человеческого знания или, скорее, знаний: общественных представлений, общественных мнений и т.п. Референция этого кода - знание как корпус правил, выработанных обществом. В ходе анализа романа Ж. Верна «Таинственный остров» Р.Барт выделил целый ряд культурных кодов и субкодов. Даже детали этого текста Р. Барт представил как тот или иной код или субкод. Это объясняется таким пониманием кода, который предложил сам Р. Барт: «код - это корпус правил, настолько расхожих, что мы принимаем их за природные данности; но если бы рассказ вышел за рамки этих правил, он тотчас бы стал неудобочитаемым» [там же, с.457]. Ю.М.Лотман понимал код в ином свете; с его точки зрения, код - это система образов, относящаяся к какой-либо культурной области; или это артефакты культуры, выступающие в знаковой функции. С позиций семиотики, культура - это сложная знаковая система. «Одной из входящих в нее подсистем является обширная парадигма образов, выполняющих знаковую функцию в процессе общения» [Савицкий 1993:117]. Система образов, которая функционирует как система знаков, - это и есть культурный код. Его особенность заключается в том, что единицы кода (отдельные образы) являются знаками с переменным планом выражения: один и тот же образ может воплощаться в разных субстанциях - в камне, в красках и т.п., в том числе в слове. При этом слово является специфической субстанцией плана выражения, поскольку оно уже обладает первичной семиотической структурой [Загриценко 2002:13]. При словесном воплощении образа план выражения обладает как специфической субстанцией (звуковой, графической), так и специфической естественноязыковой формой.
25 Культурные коды, выраженные вербально, возникают в художественной литературе и в устном народном творчестве и частично проникают в естественный язык, закрепляясь в нем в виде образной лексики, паремий, фразеологизмов, крылатых выражений и т.д. Таким образом, единицы естественного языка соединяются с образными кодами культуры. В системе языка представлена совокупность первичных и вторичных кодов. Когнитивной основой для создания культурного кода может послужить фактически любая область внешней действительности, которая обладает конкретно-чувственной наглядностью. Необходимым условием для этого является лишь знакомство носителей языка и культуры с этой областью. Так, конторские служащие носят белые рубашки; этот факт послужил образной основой для создания английского выражения a white collar worker. Реалии могут оцениваться как «полезные или вредные, опасные или безопасные, приятные или неприятные, прекрасные или безобразные и т.д. - со множеством градаций между полюсами оценочных шкал» [Савицкий 1993:118].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/391725.html |
|