У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Теоретико-методологические основы исследования

Мировоззрение как система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношения людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности принципиально зависит от двух базовых концепций происхождения , жизни: материалистически ориентированной (эволюционной) и идеалистически ориентированной (креационной).

В диссертационном исследовании О.Б. Шустовой (Шустова, 2006) впервые предпринят сравнительный анализ эволюционного и, креационного подходов к происхождению и развитию жизни и философское осмысление доказательства двух базовых концепций происхождения жизни и человека. Показано, что материалистический подход опирается на данные конкретных разработок, которые, однако, не до конца проясняют механизм возникновения живого из неживого. Креационный подход, признавая конкретные результаты эволюционного подхода, указывает на отсутствие доказательств гипотетической ситуации перехода от неживого к живому. В работе также представлен сравнительный анализ различных мировоззренческих концепций о возникновении человека. О.Б. Шустовой обоснован тезис, согласно которому знания и представления о происхождении и развитии жизни и человека как у материалистически ориентированных ученых, так и у креационистов своими основаниями уходят в область метафизики. Используя одинаковую эмпирическую базу, ученые делают разные выводы, исходя из своих философских, методологических и мировоззренческих позиций.

На этом основании можно выделить два принципиально разных подхода к исследованию укладу жизни. Первый подход: уклад жизни базируется на материалистически ориентированной (эволюционной) позиции. Современный, пример попытки построения уклада жизни с этой мировоззренческой позиции: социалистический уклад жизни в России после революции 1917 г., который просуществовал 70 лет и завершился распадом великого государства. При этом возникло множество трудно решаемых социальных проблем, таких как преступность, наркомания, распад семей, резкое снижение рождаемости, демографический кризис и т. д.

Второй подход: уклад жизни базируется на идеалистически ориентированной (креационной) позиции, которая заключается в том, что и мир, и жизнь, и человек - все создано Творцом, Богом. Пример построения уклада жизни на основе этой мировоззренческой позиции: православный уклад жизни в России, который начался с принятия христианства на Руси в 988 г. и просуществовал более тысячи лет, породив сильное могучее государство с самобытной культурой и идеалом прочной многодетной семьи.

Одним из методологических подходов к осмыслению происходящих в обществе процессов является цивилизационный подход. Термин «цивилизация» стал достаточно часто применяться в различных областях научных знаний.

Прежде всего следует отметить воззрения аналитика С. Хангтингтона (Хангтингтон, 2006), который доказывает, что правильное представление о современном мире - это представление о мире многих цивилизаций, каждая из которых имеет в качестве основы собственную традиционную религию. В основе западного мира лежат христианские конфессии протестантизма и католицизма, исламская цивилизация основывается на мусульманской традиции. С. Хангтингтон считает, что Россия является носителем православной цивилизации.

М.М. Громыко (Громыко, 2000), подтверждая идею С. Хангтингтона о том, что Россия является носителем православной цивилизации, наполняет общее представление о ценностях православной цивилизации конкретным смыслом и содержанием, убедительно показывает совпадение народных и религиозных взглядов русского народа на большом этнографическом материале.

Мыслители и общественные деятели, вдумчиво вглядывающиеся в естественный ход вещей в истории и культуре, отстаивали воззрение на «единое человечество» как на органически развивающееся сообщество разных культур, складывающихся на различных цивилизационных основах, причем основы эти имеют нравственно-религиозный характер (Тойнби, Шпенглер, Н.Я.Данилевский, Гумилев, А.С. Панарин). Н.Я. Данилевский предложил понятие «всечеловеческая цивилизация», определяя «мировую цивилизацию» в качестве сложной органической системы, где находят полное развитие культуры, сложившиеся на разных цивилизационных основах.

Религия является неотъемлемой частью любой национальной культуры и дает свои ответы на вопросы о смысле жизни, предназначении, нравственном поведении и образе жизни человека. Вокруг религии как духовного ядра формировалась философия, искусство, наука, и признавалось духовное лидерство религии, ее консолидирующую и ведущую роль в духовной жизни человека. В настоящее время в научной литературе встречаются понятия «Православная цивилизация», «Исламская цивилизация» и др. Исходя из этого, мы можем говорить о типологии укладов жизни, выделяя цивилизационное основание и его ядро - религиозную традицию. Каждая религиозная традиция имеет свою систему религиозных догматов и основанную на ней систему духовно-нравственных ценностей, на овладение которой направлен процесс воспитания.

В' русле цивилизационного подхода к воспитанию на основе учета религиозных традиций выполнено исследование Г.К. Селевко и А.Г. Селевко (Селевко, 2002, с. 120-125). Авторы рассматривают Россию как многонацио­нальное и многоконфессиональное государство, в котором мирно сосуществуют различные религии. Отмечается, что система воспитания, построенная на религиозных основаниях, дает устойчивый педагогический результат. Ее сила обусловлена опорой на все сферы личности ребенка в целом: подсознательную, бессознательную, эмоциональную, а также на сознание, волю, навыки и привычные формы поведения (Селевко, 2002, с. 123). Вводя категорию социально-воспитательных метатехнологий, Г.К. Селевко и А.Г. Селевко определяют ее классификационные параметры. В частности, по уровню применения - как «развернутую систему политических шагов и практических дел по восстановлению религиозной культуры и образа жизни, в составе которой будут технологии образования в различных конфессиях». В качестве конкретной конфессиональной технологии воспитания они рассматривают Православие.

Г.К. Селевко и А.Г. Селевко опираются на святоотеческую российскую систему православного воспитания, которая представлена и описана в трудах С.А. Рачинского, К.В. Ильницкого, И.А. Ильина, В.В. Зеньковского, Феофана Затворника и др. Авторы выделяют в этой системе идеал духовного совершенствования Иисуса Христа, принцип самосовершенствования и свободный выбор души перед Богом. Целью воспитания являлось приближение к идеалу. Это выражалось, например, в приобретении таких личностных качеств, как честность, доброта, щедрость, искренность, почитание родителей, супружеская верность, умеренность во всем; в построении жизни по требованиям христианского совершенствования; в воспитании способности противостоять внутреннему злу, власти греха; в воспитании любви к своему отечеству. Таким образом, авторы выделяют определенную систему духовно­нравственных ценностей, основанную на религиозных догматах и традициях православной веры.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422848.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.