У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Музыкально-педагогическое общение как педагогическая проблема

В содержании профессионально-педагогической подготовки будущего учителя особое место отводится формированию готовности студентов к общению с учащимися, своеобразие которого во многом обуславливается спецификой направленности деятельности учителя-предметника. В данном параграфе на основе научно-теоретического осмысления ведущих аспектов педагогического общения рассматриваются основы и специфика музыкально-педагогического общения с целью дальнейшей разработки технологии формирования готовности студентов к этому виду общения в школе.

Проблеме общения уделяется большое внимание в научной литературе. Общение является объектом исследования философов, лингвистов, психологов, педагогов, в том числе и музыковедов.

Наша задача состоит в том, чтобы на основе интеграции данных различных наук провести сравнительно-сопоставительный анализ содержания понятия «общение», уточнить терминологический аппарат исследования и определить сущность и специфику понятия «музыкально­педагогическое общение». Для решения поставленной задачи исследование проводилось по следующим направлениям:

  • уточнение сущности понятия «общение», анализ его функций, структуры, стилей и видов;
  • определение взаимосвязи общения и деятельности;
  • выявление особенностей педагогического общения и осмысление сущности музыкального общения;

- определение содержания и специфики музыкально-педагогического общения.

Первое направление изучаемой проблемы связано с уточнением сущности и содержания понятия «общение».

К исследованию сущности общения ученые обратились уже давно. Еще в Древней Греции и Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики. В наши дни проблема общения изучается на стыке целого ряда наук, таких как культурофилософия, психолингвистика, педагогическая психология, педагогика.

В настоящее время общение широко изучается во всем мире. Только в США более 30 тысяч исследователей занимаются этой проблемой. Созданы специальные центры изучения общения (например, центр Д.Карнеги). При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия «общения», его форм и приемов.

Не случайно поэтому в различных справочных изданиях и словарях дается разное толкование этого понятия. Если Российская педагогическая энциклопедия [206, С.215] определяет общение как взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности, как один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка, то авторы психологических словарей (В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков,

А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский) делают акцент на многоплановости общения как сложного процесса обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера и «установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» [117, 0213].

Проведем далее сравнительно-сопоставительный анализ терминов «общение» и «коммуникация», которые часто употребляются как синонимичные. В словаре русского языка под редакцией АП.Евгеньевой эти

термины определяются как: а) коммуникация - общение, сообщение;

б)    общение - взаимные сношения, деловая или дружественная связь [221, С.576]. Такое же толкование термина дает словарь С.И.Ожегова [164].

Согласно словарю Уэбстера, общаться означает сообщать, передавать, давать или переправлять; сделать известным с помощью информации, беседовать, разговаривать. Общение определяется как «акт или факт коммуникации» [162, с. 195].

В немецком философском словаре нет понятия «общение», а «коммуникация» имеет три синонима - «соединение, взаимосвязь, общение», но при этом уточняется, что речь идет и об обмене сообщениями у людей. Чаще, под «коммуникацией» понимается связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Общение же преимущественно ассоциируется с отношениями между людьми.

Однако, характеризуя феномен общения в повседневной жизни, лингвисты отмечают, что с тех пор как в русский язык проникло иностранное слово «коммуникация» (от латинского communication - связь), оно стало употребляться как синоним слова «общение» и предпочтительно используется в научном лексиконе.

Многоплановый характер общения, включающий многообразие функций и сторон, вербальную и невербальную коммуникацию, был и является предметом серьезных научных исследований разных направлений: философского (М.С.Каган, В.М.Соковнин, Л.Фейербах), психологического (А.А.Алхазишвили, Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, М.М.Бахтин, АА.Бодалев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, ААЛеонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев,

А.В.Петровский, В.Н.Панферов, Е.Ф.Руденский), лингвистического (Б.АГоловин, В.Е.Гольдин, С.И.Ожегов, Л.В.Щерба), педагогического (В.ИАндреев, А.А.Вербицкий, В.С.Грехнев, В.АКан-Калик, АВ.Мудрик, Е.И.Пассов).

В философской литературе общение трактуется как процесс выработки новой информации. Корни общения находятся в самой материальной жизнедеятельности людей. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. «Отдельный человек, - писал Л.Фейербах, - как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Тыл [246, С.203]. Это действительно бесспорное утверждение, поскольку человеческое существо без общения с людьми неспособно стать настоящим человеком, проявить свои человеческие качества в полном объеме. Сама личность - результат человеческого общения, которое является основным условием нормального развития. Таким образом, философы обращают внимание на так называемую интерактивную функцию общения.

В работах В.М.Бехтерева [26, С.57] общение рассматривалось как важный фактор формирования личности, отмечалось его значение для индивидуального развития, сохранения и распространения индивидуального опыта. Известные психологи Л.С.Выготский и С.ЛРубинпггейн [43, 206] определяли общение людей как обмен мыслями, чувствами и переживаниями.

Раскрывая психологическое значение взаимодействия, осуществляемого в форме общения, психологи (Б.ГАнаньев, А.А.Леонтьев, В.Н.Панферов и другие) рассматривают общение как условие любой деятельности человека. Так, Б.Г Ананьев указывает на общение как на обязательный компонент труда, учения и всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, и как условие, без которого невозможно познание ими действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познании и эмоциональном отношении, поведения в этой действительности [4, С.21].

Представленные выше теоретические положения основополагающие в понимании сущности и специфики рассматриваемого нами далее педагогического и музыкально-педагогического общения.

Раскрывая сущность общения, Б.Г.Ананьев, выделяет в нем внутреннюю сторону - «познание участниками общения друг друга, межличностные отношения, саморегуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей» [4, С. 129]. Эту сторону общения отмечал и Л.С.Выготский, называя ее «внугриличностным общением, выражающимся во внутренней и внешней речи по диалогическому принципу, письменных заметках для себя» [43, С.56].

В исследованиях А.А.Бодалева общение выступает как «умение разбираться в других людях, эмоционально откликаться на их поведение и состояние, а также выбирать по отношению к каждому из них адекватный способ обращения» [27, С .264]. Он рассматривает общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

Ряд исследователей (В.М.Соковнин, М.В.Гамеэо, И.А.Домашенко, Н.И.Конюхов, А.В.Пегровский) характеризуют общение как надимо действие, назначение которого многопланово: это и «изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума» [225, C.89J и влияние одного человека на другого [49, С105].

В свою очередь, Н.И.Конюхов, А.В.Петровский толкуют общение как форму активности личности, «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и пг»тачпии*> другого человека» [114, С.65; 183, С22А].

В.С.Грехнев понимает общение как «процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществления ими деятельности» [59, С.9]. Заметим, чгго ключевыми характеристиками во всех определениях являются «взаимодействие» и «обмен информацией, знаниями».

Наиболее полным и емким, на наш взгляд, является определение понятия «общения», данное Б.Д.Парыгнным. Он считает, что общение является необходимым условием существования и социализации личности и характеризует его как «сложный и многоплановый процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, н как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимопонимания друг друга» [174, С. 140]. В данном определении можно выделить три функции общения: информирования, взаимодействия и взаимовлияния.

Следующее направление в изучении проблемы - анализ функций общения. Исследованием данного аспекта занимались известные ученые Г.МАндресв, А. А. Бодалев, АА-Брудный, Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов,

В.А.Кан-Калик, Е.В.Руденский.

В основе функций общения могут быть положены выделенные филологами «це в начале 30-х годов (Н.С.Трубецкой) основные функции языка: экспликатнвную, апелляктивную, экспрессивную. На основе этих функций Р.Якобсон предлагает шесть основных функций речи:

• эмотивная (экспрессивная, аффективная) - отношение говорящего к сообщаемому;

  • конативная - побуждение адресата к действию;
  • референционная (когнитивная, денотативная) - выражение мысли;
  • поэтическая - демаркация реального и воображаемого;
  • фактическая - поддерживание контакта;
  • метаязыковая - уточнение, регуляция собственного высказывания.

В психологических исследования В.Н.Панферова выделены четыре функции общения: коммуникативная, информационная, гностическая (познавательная) н регулятивная.

Б.ФЛомов предлагает следующие фуикпии обпити: информационно­коммуникативную, регуляционно-коммунипггавную, аффективно­коммуникативную. Он подчеркивает обязательность коммуникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, перевеивания, т.е. аффективного компонента [141,С. 127].

В едено очередь, А-А.Брудный предлагает три начальные функции общения: активационная - побуждение к действию; интердиктивная - запрещение, торможение; дестабилизирующая - угрозы, оскорбления и четыре основные функции общения: инструментальная - координация деятельности путем общения; синдикативная - создание общности, группы; самовыражения; трансляционная. Последняя функция представляет для педагогического общения особый интерес, так как «эта функция лежит в основе обучения: через общение и происходит обучение личности ... в процессе повторяющихся контактов с людьми, способными передавать данному лщу едой знашя и навыки» [35, С.34].

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/297976.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.