У нас уже 150693 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сущность и компонентный состав готовности студентов педвуза

На современном этапе реформирования системы образования и смены образовательной парадигмы неизбежным становится совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, обладающего высоким уровнем оформировашюсти профессионально значимых личностных качеств, что является необходимым условием успешной педагогической деятельности. Сегодня учитель должен быть способным регулировать, моделировать свою профессиональную деятельность, стимулировать развитие и совершенствование личности воспитанника.

Как отмечают современные педагоги-исследователи, обществу необходим качественно иной уровень профессионального и личностного становления учителя (О.А.Абдуллина, Е.В.Бондаревская, Л.Г.Вяткин, Н.В.Горнова, Г.И.Желе-зовская, М.В.Кларин, Т.В.Лаврикова, Г.К.Паринова, ВАСлвстенин). Важнейшим результативным компонентом этого станов пения является готовность к профессиональной деятельности. Она заключается в усвоении полного состава специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, сформированности профессионально значимых качеств личности.

 

Термин <гготовность» распространился в науке в 50-60 годы XX века в связи с исследованием Б. Г.Ананьева проблемы человека как субъекта деятельности. Но до сих пор он не имеет однозначной трактовки. В

социально-педагогической, психологической литературе выделяют временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую) готовность (Ю.К.Васильев, Н.ДЛевитов, Л.С.Нсреесян, В.Н.Пушкнн), психологическую и практическую (Ю.К.Васильев, Б.Ф.Райский), функциональную и личностную (Ф.Генов, Б.В.Пуни), специальную и общую (Б.Г.Ананьев).

В исследованиях ряда авторов анализируется готовность к умственной и физический деятельности (АТ.Ковалсв), готовность к труду как свойство всесторонне развитой личности (В.В.Сериков), готовность к защите Родины (А.Н.Вырщиков).

Изучается понятие психологической готовности к деятельности. Этой

проблемой психологи начали заниматься с конца 50-х годов XX века, і

Разлюшые трактовки психологической готовности обусловлены разными подходами к определению сущности готовности. Одни авторы рассматривают готовность к деятельности на дачностном фоне, другие - на функциональном, то есть берут за основу состояние психических функций личности.

В психолого-педагогических работах Ю.К.Ваеильева, М.И.Дьяченко, Ю.В.Енотовской, ЛАКандыбовнча, Б.ФЛомова, ВАПономаренко, Д.И.Увнедэе психологическая готовность рассматривается как существенная предпосылка целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности, как особое психологическое состояние, которое помогает человеку успешно выполоть свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать •    свою деятельность при появлении непредвиденных препятствий.

Философы придерживаются позиции психологов и также трактуют психологическую готовность как «психологическое состояние» (В.И.Демидов, ВЛ.Пахомов, В.И.Столяров, В.П.Тугаринов, А.Н.Уледов). Они считают, что в состоянии выражается бытие в изменениях конкретных явлений реальности - предметов, сознания в определенный момент времени и в пределах их меры.

Помимо готовности как психологического состояния, существует и проявляется готовность как устойчивая характеристика личности. Ее называют по-разному: подготовленностью, длительной или устойчивой готовностью. Она действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность существенная предпосылка успешной деятельности.

Готовность к деятельности, по мнению АІСМарковой, - установка на эту деятельность, состояние             мобилизации всех психологических и

психофизических систем            человека, обеспечивающих эффективное

выполнение определенных действий [146, С21].

Ряд исследователей (Ю.К.Васнльеа, Т.ВЛаврикова, Н.К.Шеляховская) определили готовность как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как активное состояние личности, обеспечивающее ее самореализацию в подготовке и решении определенных задач на основе собственного опыта. Готовность - первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности [123, С.4].

Я.Л.Коломенский, рассматривает социально-психологическую готовность к труду как уровень развития личности, который предполагает сформированность целостной системы ценностно-ориентированных, когнитивных, эмоционально-волевых, операционно-поведенческих качеств личности, обеспечивающих оптимальное функционирование личности в коллективе [108, С.98].

А.И.Щербоков представляет психологическую готовность как сложную динамическую систему, включающую интеллектуальные, эмоциональные,

 

мотивационные и волевые стороны психики человека в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами [264, с. 158].

В работе ТА.Воробьевой готовность рассматривается как составляющая профессиональной пригодности, как сторона .точности, включающая морально-психологические особенности, как способность человека успешно выполнять рабочие функции, требуемые специальностью, при положительном отношении к данному труду.

По мнению Б.ГАнаньева, готовность к деятеданости не может ограничиваться характеристиками мастерства, производительности труда, его качества в тот момент, когда совершается соответствующая деятельность. Важным при оценке готовности он считает определение внутренней силы личности, ее потенциала и резерва, необходимых для повышения производительности профессиональной деятельности в будущем.

Важным аспектом проблемы готовности является определение сущности профессиональной готовности студентов к будущей педагогической деятельности. Этой проблеме посвящены работы К.М.Дурай-Новаковой, Т.Д.Калистратовой, М.С.Кобзева, В.Я.Макашова, Г.К.Париновой,

В.Н.Саяпнна, ВАСластенина, НАСорокина).

В работах К.М.Дурай-Новаковой профессиональная готовность трактуется широко: с одной стороны - как качество личности и включает в себя положительное отношение к профессии, способности, знания, навыки, умения, устойчивые профессионально важные качества (память, мышление и другие); с другой стороны - как актуальное психологическое состояние, как регулятор педагогической деятельности.

ВАСластенин, НАСорокин понимают готовность учителя к выполнению профессиошиьных функций как эмоционально-волевую устойчивость, выдержку, педагогический такт, профессионально­педагогическое мышление, позволяющее анализировать свою деятельность, предвидеть результаты работы; психологическую наблюдательность, способность к идентификации себя с другими, динамические качества личности, такие как энергия, инициативность.

В исследованиях Т.Д.Калистратовой, ВЛ.Макапюва, Г.К.Париновой готовность к педагогической деятельности рассматривается как сложное образование, в центре которого находится отношение к педагогическому труду как главному смыслу жизни, добросовестное отношение к педагогической деятельности, способности к самоотдаче в педагогической работе, устойчивые мотивы педагогической деятшвности, профессионально­значимые качества личности, профессиональные знания и умения.

Анализ исследования проблемы профессионально-педагогической готовности позволяет сделать вывод о тон, что понятие «готовность» многоаспектно и включает как психологическое состояние качества личности, так и собственно деятельность. выраженную в профессиональных умениях н навыках. Если общение есть деятельность, то и рассматриваемая нами готовность к общению также предполагает специфическую деятельность.

Так как предметом нашего исследования является формирование готовности будущего учителя к МПО, рассмотрим, что представляет собой готовность к общению.

В изучаемой нами психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам общения, педагогического общения (В.С.Грехнев, В.А.Кан- Калик, А.А.Лсонтьев, Бодалев и другие), к сожалению, мы не находим точного определения исследуемого понятия, но исходя из того, что общение выщупает как специфическая форма деятельности, то можно условно трактовать ее как совокупность качеств и психологических состояний личности, включающую установку, настроенность на взаимодействие с субъектом с целью обмена информацией, организации взаимоотношений, восприятия и понимания собеседника.

 

49

Учитывая специфику музыкального и педагогического общения и определившись в сущности понятия МПО, мы предприняли попытку выявить сущность готовности студентов к МПО.

Возникновение состояния готовности к МПО начинается с постановки цеп на основе потребностей ши мотивов, связанных с необходимостью организации МПО. Ведущим мотивом, то есть основной побудительной силой творческой деятельности педагога является интерес к МПО. Он проявляется как потребность к восприятию, пониманию и осмыслению музыкальных произведений, к взаимодействию с учащимися, с музыкой, желанию приобщить детей к музыкальному искусству. Важным моментом является «предстартовое состояние» [100, С .46] педагога: он стимулирует себя к предстоящему общению через осознание его целей и важности, он должен наметить для себя новые цели, чтобы ощутить новизну, привлекательность предстоящего общения даже на знакомом музыкальном материале, педагог должен ощутить и осознать творческий характер предстоящего МПО, проявить бодрое физическое самочувствие, управлять предшествующим состоянием как предпосылкой предстартовой готовности. Предстартовая готовность педагога - сложное интегрированное образование, являющееся своеобразным острием проявления его творческого самочувствия на этапе непосредственного включения в коммуникативную деятельность с классом. Анализируя такое состояние готовности педагога, Ю.Л.Львова подчеркивает, что главное в этом положении - психологическая установка учителя. В современной психологии, биологии и физиологии (Д.Н.Узнвдэе, А.С.Прангшивили, И.Т.Бжалвва) установка изучается в связи с общей активацией организма как состояние, предшествующее поведению.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/297976.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.