У нас уже 150693 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Констатирующий этап эксперимента

Разработка и обоснование технологии формирования готовности студентов к МПО предусматривали проверку ее эффективности в ходе эксперимента, проводимого в рамках учебно-воспитательного процесса в педвузе, включающего лекционные и практические занятия, внеаудиторную работу, педагогическую практику в школе, описанные во второй части диссертационного исследования.

Для реализации поставленной цели была разработана программа опытно-экспериментальной работы, включающая определение цели, этапов, базы и методов экспериментального исследования. Эксперимент проводился на базе педагогического факультета БФСГУ и музыкально-педагогического факультета педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского с 1997 по 2001 учебный год.

Для анализа, обработки и описания полученных в ходе эксперимента данных был выбран педагогический факультет БФСГУ. Численность экспериментальной и контрольной групп на начало эксперимента была соответственно 45 и 47 человек. Аналогичным были и учебный план, программы курсов педагогического и музыкального цикла. Опытно­экспериментальная работа началась со студентами, заканчивающими 1 курс обучения и продолжалась на 5 курс включительно, в том числе и в ходе педагогической практики. Эти сроки были обоснованы: необходимостью выработки осознанного отношения к самой педагогической деятельности, усвоения определенной системы знаний, приобретения комплекса умений и навыков в ходе учебной деятельности и на педагогической практике. Таким образом, формирование готовности к МПО - процесс динамичный, длительный, предусматривающий не только приобретение, но и совершенствование полученных знаний, умений, навыков.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов, отражающих динамику формирования готовности студентов к MIIO.

  1. Констатирующий этап (1997 - 1998 гг.) - разработка технологии формирования готовности студентов к МПО, составление программы эксперимента, определение исходного уровня сформированности готовности студентов к МПО.
  2. Этап апробации и внедрения технологии Нормирования готовности студенте» к МПО (1998 - 2000 гг.) - целенаправленное формирование готовности студентов к МПО, реализация разработанной технологии, осуществление программы эксперимента. На данном этапе подводятся первоначальные итоги, анализируется и корректируется технология формирования готовности студентов к МПО.
  3. Заключительный этап (2000 - 2001 гг.) - этап расширения и углубления достигнутого на предшествующих этапах уровня готовности студентов к МПО. Количественная и качественная обработка результатов эксперимента.

На каждом этапе опытно-экспериментальной работы анализировались как отдельные компоненты готовности, так и готовность студентов к МПО в целом.

Методика проведения эксперимента по проверке эффективности разработанной технологии готовности студентов к МПО включала использование следующих методов:

  • наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью студентов контрольной и экспериментальной групп;
  • индивидуальные и групповые беседы со студентами;
  • изучение результатов творческой деятельности студентов (рефераты, курсовые работы);
  • беседы с преподавателями вуза, учителями общеобразовательных школ;
  • обработка результатов тестирования, анкетирования по диагностике уровней сформированное™ готовности студентов к МПО;
  • метод математической обработки результатов эксперимента.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, охватывающей первый и второй семестровый периоды, ставились следующие задачи:

  • определить исходный уровень готовности студентов к МПО с помощью разработанного нами пакета критериально­диагностических методик;
  • выяснить отношение студентов к педагогическому общению, МПО в частности и необходимости целенаправленной подготовки к организации этого вида общения в школе.

На данном этапе программа эксперимента предполагала использование авторского пакета диагностических методик для студентов, поступивших в педвуз и обучающихся на 1 курсе по выявлению желания, интереса, потребности в МПО, опыта организации общения с детьми средствами музыки, понимания ими содержания и способов МПО. С этой целью нами был использован авторский пакет диагностических методик, представленный в данном параграфе.

Обработка полученных результатов предполагала определение исходной качественной характеристики, то есть уровня исследуемого предмета, в нашем случае, готовности студентов к МПО.

Чтобы проследить динамику процесса формирования готовности студентов к МПО, были определены уровни, соответствующие компонентам данной готовности. Чтобы дать содержательную характеристику уровней готовности и обоснование их, обратимся к теории уровневого подхода.

В ряде педагогических исследований (О.ААбдуллиной, Л.Г.Вяткина, И.Н.Немыкиной, Л.А.Рапацкой, В.А.Сластенина), посвященных анализу явлений, процессов учебно-воспитательной практики, качеств личности, за основу при определении уровня формирования последних берутся интуитивный, репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий. В исследованиях И.Н.Немыкиной и Л.А.Рапацкой эти уровни педагогической деятельности рассматриваются применительно к учителю музыки и отражают специфику музыкальной деятельности.

Р.АТельчарова выделяет следующие                      уровни     музыкально­

эстетической культуры учителя музыки:

  • элементарное узнавание музыкальных объектов при повторном восприятии;
  •  стихийное самосовершенствование на основе                  определенного музыкального опыта;
  • операционный - владение приемами практической музыкальной деятельности;
  • оценочный - владение приемами творческой реализации, музыкально-эстетических оценок.

Этот подход объединяет и специфику музыкальной деятельности, и саму музыкальную деятельность, поэтому он может быть положен в основу разрабатываемых нами уровней сформированное™ готовности студентов к МПО.

Т.В.Лаврикова определила следующие уровни готовности к применению личностно-ориентированных технологий обучения: элементарно-репродуктивный, исполнительский (низкий), ситуативно­поисковый (средний) и импровизаторский, конструктивно-креативный (высокий) [123].

Г.А.Алферова предлагает наличие низкого, среднего и высокого уровней готовности к непрерывному образованию. И.Ю .Глинянова, исходя из принципа системности по П.К.Анохину, выделила основные уровни

»

готовности студентов к валеологической работе: житейский (низкий), ориентировочный (ниже среднего), «профессиональный» (средний), «профессионально-мастерский» (высокий) [3].

Исследование содержания готовности студентов к МПО позволяет выйти на ее структурно-уровневое изучение. Готовность студентов к МПО может быть оценена в уровнях, которые определены как низкий, средний и высокий. На каждом из уровней компоненты готовности будут иметь определенную характеристику.

В качестве критериев уровней готовности студентов к МПО нами был взят компонентный состав готовности, учитывающий качественные характеристики его личностно-деятельностного аспектов. Наиболее *          обобщенными критериями уровней готовности студентов к МПО, на наш

взгляд, являются: - интерес к МПО; - потребность в МПО; - способность создавать новые условия для организации МПО на основе имеющегося музыкального опыта; - необходимые знания и умения для организации МПО; - результаты МПО с учащимися.

Низкий уровень готовности характеризуется слабовыраженной увлеченностью и заинтересованностью МПО, познавательный интерес к МПО неустойчив, отношение к возможности организации МПО индифферентное, личностно-значимый смысл организации МПО отсутствует. Нет системы знаний об основах МПО и его организации. Знания особенностей музыкального общения не достаточно полные, поверхностные. Практические умения и навыки направлены на применение Є        приемов традиционного педагогического общения. Педагогическая

рефлексия слабо выражена, рефлексивная позиция направлена на традиционные способы общения.

Средний уровень готовности характеризуется проявлением познавательного интереса к МПО, но он не носит личностного характера, не достаточно четко осознается необходимость организации МПО. Знания, хотя и носят взаимосвязанный характер, но отдельные их элементы разрознены. Педагогические и музыкальные умения не подкрепляются новыми умениями и навыками МПО, направлены на воспроизведение традиционных. Анализ результатов общения осуществляется под контролем преподавателя, в ряде случаев осуществляется перенос знаний и умений из одних практических ситуаций в другие. Рефлексивная позиция связана с осознанием собственного стиля общения, творческий подход к организации МПО сформирован недостаточно.

Высокий уровень готовности характеризуется убежденностью в необходимости организации МПО. Четко проявляется мотивация, осознанно формулируются цели, задачи МПО. Сформирована система знаний о МПО. На данном уровне предполагается гибкое использование различных методов и приемов МПО в соответствии с задачами и целями, уровнем подготовленности учащихся. Проявляется стремление к самостоятельному поиску информации и освоению новых специфических умений, способность анализировать факты и ситуации МПО. Опыт творческой деятельности сформирован достаточно полно, он проявляется в умелой организации МПО. Возникло желание наиболее адекватно реализовать себя в МПО. Рефлексивная позиция связана с глубоким самоанализом, самооценкой, самоутверждением, самореализацией.

Дар музыкально-педагогического общения со школьной аудиторией - качество, которое необходимо развивать постоянно. Чтобы уметь говорить о сложном просто, уметь ярко, артистично охарактеризовать звучащую музыку и вместе с тем свободно иллюстрировать свои мысли музыкальными примерами, учитель должен систематически повышать уровень своих знаний и профессиональное мастерство, воспитывать культуру, артистизм, коммуникативные способности.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/297976.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.