У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана): социально-правовая характеристика

Мы полагаем, что исследование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в уголовно-исполнительной сфере, в силу своей новизны и специфики, необходимо начать с онтологии института омбудсмана, историко-правового и конституционного анализа его функционирования.

История института омбудсмана своими корнями уходит в глубокую древность, когда народы ранних цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима пытались установить контроль, за соблюдением законов в области прав граждан. Однако на государственном уровне, такая должность впервые была введена в Швеции в 1809 году и получила название «Парламентский омбудсман». Затем, этот институт был создан в Финляндии,. Дании, Норвегии, Новой Зеландии, Великобритании, Франции, Швейцарии, Испании, Бельгии, Италии, США, Канаде, Австралии, Гайане, Маврикии, на островах Фиджи и многих других государствах.[1]

Несмотря на то, что идея создания специального государственного механизма для защиты прав человека зародилась в северных (Скандинавских) странах, она впоследствии распространилась во многие страны Европы, Америки, Азии, Африки, Океании, причем, как в унитарные государства, так и в федерации. Институт омбудсмана получил законодательное и общественное признание в странах с разнообразными формами правления: конституционных монархиях, президентских и парламентских республиках. Он успешно функционирует в государствах, принадлежащих к различным правовым семьям, например, англосаксонского и континентального права. В настоящее время

действует свыше 100 омбудсманов в различных странах мира.

В одних государствах это должностное лицо называется Парламентский Омбудсман, в других- Посредник (Медиатор); Парламентский Уполномоченный; Парламентский Комиссар; Общественный прокуратор; Уполномоченный по правам граждан; Общественный адвокат; Защитник народа; Публичный Советник и т.д. Список терминов можно продолжать.

В теоретическом плане термин «омбудсман» является собирательным, представляет собой родовое понятие, образ специальной службы, не похожей на другие государственные и общественные структуры., В отечественной литературе можно встретить термин «омбудсмен», что связано с английским вариантом перевода.

Каждая страна, создавая этот орган, стремится вписать его, в уже действующую правовую систему, поэтому учитываются индивидуальные и национальные факторы. Многозначность наименований определяется исторически различной средой, неодинаковой правовой культурой, разными философскими подходами, влиянием конституционно­политических систем. Вот почему при наличии общих черт эти органы имеют и специфические особенности. Однако при всем многообразии форм данного института можно говорить о его единой концепции.[2]

По нашему мнению, омбудсман призван установить горизонтальные отношения между гражданином и обществом, гражданином и государством (государственным служащим). В этом смысле омбудсманы всех государств выполняют сходные функции. Это, с одной стороны. С другой стороны, эволюция омбудсмана от классической скандинавской (шведской) схемы до «квази-омбудсманов» США свидетельствуют о том, что правовое заимствование при конструировании службы омбудсмана, обусловленное естественными принципами конвергируемое™ права, его космополитизма, не приводят к нивелированию моделей омбудсманов.

Кончено, можно определить «идеальный тип» омбудсманов, как это сделала Международная Ассоциация Юристов, однако указанный «идеальный тип» никогда не реализуется в полной мере в национальных правовых системах.1

Следовательно, омбудсман - явление национальное. Неоспоримо, что шведский омбудсман явился прототипом для всех государств, поверивших в идею и организовавших национальные службы. Но все-таки, социально- политическая практика оказалась сильнее теоретических принципов и незыблемых постулатов деятельности классического шведского омбудсмана..

Само понятие «омбудсман» происходит от слова «umbud», что в средневековом шведском языке означало силу или авторитет, либо лицо, которое было переводчиком или представителем других лиц. В России энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации» кратко определяет омбудсмана «как лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль, за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц».[3] [4]

Нам представляется, что в государственно-правовом смысле, омбудсман понимается, как достойное доверия независимое лицо, профессионально осуществляющее на основании закона, охрану прав граждан и контроль за государственными органами и должностными лицами, но без права изменения принятых ими решений.

Как правило, эта должность существует в рамках парламентаризма. Ведомство омбудсмана относится к высшим органам государства, не являясь при этом ни органом исполнительной власти, ни законодательной власти, ни судебным органом. Институт является вспомогательным и не

заменяет судебных, парламентских, административных средств контроля, за органами государственной власти, а дополняет и расширяет их, будучи субсидиарным (дополнительным), а не альтернативным способом правообеспечения. Роль омбудсмана в государственном механизме состоит в том, чтобы привести в движение уже имеющиеся в арсенале правообеспечительных органов средства правовой защиты. Мировой опыт свидетельствует о том, что потребность в этом институте возникает, прежде всего, тогда, когда существующие институты не способны решать контрольные задачи в отношении государственного управления и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.[5]

Сегодня трудно утверждать, что парламентский или судебный контроль в состоянии обеспечить эффективную и достаточную охрану гражданина от неправомерных действий государственной администрации.. Доказательством может служить тот факт, что Франция, имеющая хорошо развитую систему административной юстиции, ввела в 1973 году

должность Медиатора (омбудсмана).

Анализ функционирования омбудсманов в странах романо- ' германского и англо-саксонского права показывает, что они действуют параллельно с иными правозащитными механизмами. Хорошо развитая административная юстиция (административные трибуналы) Швеции, Финляндии, Германии, Италии, Австрии, Франции, Нидерландах, Великобритании, Испании не имеет проблем конкуренции со службой; омбудсмана. Также на практике никогда не возникало конкуренции между омбудсманом и судом, омбудсманом и прокуратурой. Исследования показывают, что институт омбудсмана учреждался в странах с высоким

уровнем управления правовой системы.1 Но было бы преувеличением сказать, что государства, принявшие идею омбудсмана, решили все без исключения социально-экономические, политические и иные проблемы.[6] [7] [8] [9] [10]

На наш взгляд, распространение института омбудсмана и включение его в правовую систему многих стран объясняется, прежде всего, постоянно растущим проникновением государства во все социальные сферы жизни общества, ростом административного аппарата, что приводит к противоречию интересов власти и человека.

Сфера деятельности омбудсмана - это отношения между гражданином и государственными структурами. В его компетенцию не входят дела, где граждане взаимодействуют между собой. Главенствующей задачей омбудсмана является охрана прав граждан, что конкретизирует его позицию, как элемента системы правопорядка в широком смысле. В споре с администрацией омбудсман встает на сторону гражданина, в результате ослабляется ощущение беззащитности человека перед развернутой системой государственных органов и учреждений, происходит снятие социальной напряженности, стабилизация общественного климата.

Важной чертой статуса омбудсмана является независимость. В большинстве стран он избирается парламентом и отчитывается только перед ним, а его правовой статус определяется Конституцией государства или специальным актом (конституционным законом).

 


[1] Н.Ю. Хаманева Омбудсмен в охране прав граждан в сфере государственного управления.// Советское государство и право, 1990., № 9., - С. 138 -140.

[2] Н.Ю. Хаманева Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан. Серия «Новое в юридической науке и практике» - М.: Институт государства и права РАН, 1998, - С. 19.

[3] См. подробнее: В.В.Бойцова Доктор..... диссер. Правовой институт омбудсмена в системе

взаимодействия государства и гражданина. М. 1995.,- С. 8.

[4]    В.В.Бойцова, Л.В.Бойцова Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»: - М.: изд. НОРМА, 1997.,- С. 4.

[5] Н.Ю.Хаманева Постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», справочная правовая система «Гарант» 5.1, предисловие. г Н.Ю.Хаманева Правовой институт Уполномоченного по правам человека в РФ / / Государство и право, №6.2000.,- С. 21.

[6] М.С.Башимов Институт омбудсмана (Уполномоченного по правам человека и гражданина) в Российской Федерации и за рубежом. Научная монография. - М.: МГАДИ, Институт гуманитарных

исследований, 1997 год.; В.В.Бойцова Доктор.... дне. Правовой институт омбудсмена в системе

взаимодействия государства и гражданина. М. 1995.; Н.КХХаманева Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан. Серия «Новое в юридической науке и практике» — М.: Институт

государства и права РАН, 1998; Омбудсмен в охране прав граждан в сфере государственного управления.// Советское государство и право, 1990. № 9.,- С. 138 и др.

[10] В.В.Бойцова Док... дисс. Правовой институт омбудсмена в системе взаимодействия государства и гражданина. М., 1995., -С.23

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/540945.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.