Быстрый переход к готовым работам
|
Философско-эстетическая (мировоззренческая) иронияФилософско-эстетический сегмент иронии предполагает скептическое или критически-насмешливое отношение к изображаемому под маской серьёзности утверждения или похвалы. В пределах данного сегмента можно проследить, как менялся смысл иронии на протяжении десятков столетий: в античности встречается «сократовская ирония», выражающая принцип сомнения и способ обнаружения истины; «трагическая ирония» - герой не знает (в отличие от зрителя), что именно его поступки подготавливают его собственную гибель. В средние века понятие «ирония» почти полностью исчезает, так как она, по мнению отцов церкви, разрушает веру в догмы и авторитеты, служит ниспровержением церковной морали. В эпоху Возрождения ирония также не получает широкого распространения: эстетика этого периода настолько поглощена наслаждением вновь открытой гармонии человека и природы, что ей чуждо все связанное с противоречиями и дисгармонией. В XVII- XVIII вв. ирония рассматривается с точки зрения рефлектирующего сознания личности, то есть подчёркивается свойственный иронии интеллектуализм и субъективное начало. На рубеже XIX-XX вв. в Германии возникает особый тип иронии - романтическая ирония. В эстетике немецкого романтизма ирония имеет универсальное значение как абсолютное выражение свободы, отсутствия авторитетов и преодоление ограниченности человеческих возможностей. Однако уже в XX веке происходит процесс осознания иронии как законченного нигилизма, как состояния духа, вызывающего одновременно насмешку и трагическое мироощущение. Ирония становится синонимом пессимизма и отчаяния. На этом фоне, как ни странно, у немецкого писателя и мыслителя Томаса Манна появляется новое, своеобразное понимание иронии. Он вводит понятие «эпической иронии» как объективного взгляда на жизнь, не связанного никаким морализаторством. История развития понятия «ирония» в философско-эстетической мысли дает основания утверждать, что, базируясь на отношении субъекта, ирония не обладает собственным предметом, а может избирать любой предмет и любое явление. При этом предмет, на который она направлена, объективно может содержать отрицательные черты. Однако так бывает не всегда. Предмет иронии может и не обладать такими чертами или же обладать ими в скрытой форме, что не ускользает от иронизирующей личности. Вероятно, с этим следует связать положение об иронии как Феномене переходности, эффективно действующем, когда ирония ниспровергает какие-то явления действительности, которые не являются объективно отрицательными или же ещё не выявили свою отрицательную сущность.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/393151.html |
|