Быстрый переход к готовым работам
|
Диалектическое единство биологического и социального и их влияние на процесс развития личностной мобильностиСреди всего комплекса факторов, влияющих на формирование интегральной индивидуальности человека, можно выделить несколько блоков многомерных и многоуровневых связей, условий, устойчивых детерминант. Рассматривая мобильность с точки зрения определенного типа (способа) реагирования на окружающую действительность, считаем важным акцентировать внимание на том аспекте, что в основе любого из типов мобильного реагирования лежит интегративное личностное качество, детерминированное в относительно равной степени как социальными факторами, так и биологически заданными, генетически закрепленными, наиболее ярко проявляющими себя в стрессовых и критических ситуациях. При этом поведение человека строится одновременно как система действий, направленных на поддержание биологического существования, и как система специфически человеческой деятельности, которая является формой активного отношения к окружающему миру, и ее содержание составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Для педагогической науки и практики важным становится вопрос о соотношении доли биологически и социально обусловленного в структуре компонентов мобильности вообще, и профессиональной мобильности педагога в частности. Проблема социального и природного начала в человеке, содержательная наполненность, соотношение и взаимо детерминированность первоначально была предметом философского рассмотрения. Данный аспект научных интересов рассматривался по-разному - природное отождествлялось с живым, телесным, а социальное — с духовным, нравственным, политическим. Из этой общей проблемы выделяли более узкую - проблему соотношения биологического и социального в человеке, развития биологического и социального в их взаимосвязи; рассматривали природу человека в плане характеристики рода «человек» для описания таких черт и свойств человека, которые являются общими для всех людей. В теории марксизма основная часть анализа человека как природного существа выходит за пределы естествознания и касается его общественной сущности. Взаимодействие социального и биологического в человеке рассматривается через призму деятельного отношения индивида к миру и постулируется примат социального над биологическим в природе человека. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершается совместно с другими — является проявлением и утверждением общественной жизни» [213, с Л19]. При исследовании проблемы происхождения человека и его развития философы так же неоднократно обращались к взаимосвязи биологического и социального. Общеизвестна теория антропогенеза Ф.Энгельса и его научная позиция - решающее влияние на становление и развитие морфофизиологических особенностей человека оказали социальные факторы (прежде всего труд) [373, с.486-499]. В современной науке широко представлены два наиболее общих подхода к проблеме соотношения социального и биологического. Первый и наиболее для нас предпочтительный исходит из того важного положения, что «...сама природа человека - продукт истории» [284, с.304]; в процессе развития совместной деятельности людей социальное так или иначе опосредует, видоизменяет, развивает биологическое; изменяя внешнюю природу, человек в то же время изменяет свою собственную природу [213, с.71; 243]. При таком взаимном опосредовании биологического и социального невозможен дуализм в понимании человека. Второй подход к рассматриваемой проблеме основан на рассуждении о том, что биологическое — это не социальное, а социальное - не есть биологическое. Они отделены друг от друга и одно исключает другое. При таком подходе то или иное истолкование проблемы соотношения биологическое- социальное связано с содержанием понятий, что неизбежно ведет к семантической доминанте, при этом методологический аспект теряет свое значение. С точки зрения проблемы нашего исследования наиболее целесообразным представляется первый подход, и в дальнейших наших рассуждениях мы будем придерживаться логики диалектической взаимо детерминированности биологического и социального.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/316195.html |
|