Быстрый переход к готовым работам
|
Условия и факторы формирования и развития профессиональ-ной мобильности педагогаВ психологической науке под развитием понимают процесс количественных, качественных и структурных преобразований психических процессов, а так же свойств личности. Для повышения верификации наших рассуждений приведем определения категории «развитие» с точки зрения психологии, педагогической психологии и педагогики. В Большом толковом психологическом словаре дается четыре определения категории «развитие». 1. Развитие — это последовательность изменений в течение всей продолжительности жизни организма. 2. Развитие - это созревание (раскрытие, развертывание). Здесь имеется в виду, что этот процесс биологический и в значительной степени определяется генетическими процессами. 3. Развитие - это необратимая последовательность изменений, то есть подчеркивается наличие стадий конкретного изменения, которые регулярно следуют одна за другой. 4. Развитие - это прогрессивное изменение, ведущее к более высоким уровням дифференциации и организации. Здесь подразумевается положительный характер процесса, увеличение эффективности и функционирования, созревание, улучшение, обогащение и усложнение [59, с. 163-164]. И.А.Зимняя в учебном пособии «Педагогическая психология» приводит следующие определения категории «развитие»: а) развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев); б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству [137]. Общими характеристиками развития, согласно Л.И.Анцыферовой являются: - Необратимость. Любая деградация, обратное развитие, не является зеркальным отражением поступательного развития; возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям — полное восстановление того, что было раньше - невозможно. - Прогресс/регресс как диахронические структуры развития. Прогрессивное развитие (от низшего к высшему, от простого к сложному) обязательно включает в себя элементы регрессии уже хотя бы в силу того, что выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие. - Неравномерность. Периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений. - Сохранение предыдущего в новом. Всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования. - Зигзагообразность развития. Условием нового подъема является ухудшение функционирования системы, не только замедление развития, но и откат назад. Этот феномен связан с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые. В такого рода переходах обычно выделяются три фазы: фаза дезорганизации и кризиса, завершающаяся перестройкой, возникновением новой структуры; сензитивный период быстрого развития и реализации новых возможностей; критический период - снижение темпов развития, повышение уязвимости системы [17, с.3-20]. Нельзя сказать, что система наук о человеке нашла исчерпывающие ответы на все вопросы о развитии личности, например, «белым пятном» до сих пор остаются многие проблемы развития в зрелых и старших возрастах. Ждет своего решения проблема установления особенностей влияния на развитие взрослого человека профессиональной деятельности, любимых и нелюбимых видов труда, условий превращения тех или иных разновидностей деятельности взрослых в «ведущие деятельности» и т.д. Приоритетные позиции в решении этих проблем принадлежат психологии. Методологически в психологии развития принято различать развитие личности и развитие психики. Изучение данного вопроса по многочисленным источникам психолого-педагогической литературы позволило нам сделать вывод о том, что развитие психики определяется с акцентом на процессуальную составляющую, такое развитие понимается как процесс; развитие личности же понимается с акцентом на результирующую составляющую, то есть трактуется как результат. Если принять наиболее распространенную точку зрения о том, что развитие личности происходит внутри процесса развития психики, то вывод однозначен: профессиональная мобильность педагога является следствием развития психики и для её формирования могут быть использованы те методы, средства и пути, которые используются при развитии психики. Поэтому в дальнейшем изложении мы будем использовать теоретические конструкции «развитие личности» и «развитие психики» как синонимы. В современной психологии существуют и продолжают разрабатываться несколько различных теорий развития психики — это культурноисторическая концепция развития Л.С.Выготского, психоаналитическая концепция развития З.Фрейда, эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона, психодинамическая теория развития А.Адлера, теория интен- циональности Ш.Бюллер, гуманистическая теория развития личности Р.Роджерса. Большинство из них придерживаются двух характерных общих положений.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/316195.html |
|