Быстрый переход к готовым работам
|
Эстетическое воспитание в системе форми¬ рования всесторонне развитой личности
Основоположники марксизма-ленинизма видели коммунистический идеал во всестороннем и гармоническом развитии личности. Согласно К.Марксу, целостная, т.е. гармонически развитая личность в коммунистическом обществе не может быть только лишь результатом материального производства, либо социальных отношений или духовной деятельности. Личность, считал К.Маркс, не воспроизводит себя в какой-то одной '’определенности", а производит себя во всей своей целостности в результате всей системы общественного воспроизводства /8,476/. "Человек, - подчеркивал К.Маркс, - присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, как целостный человек " /7,120/. Под всесторонним развитием личности основоположники научного коммунизма понимали максимальное раскрытие человеком своих способностей, духовных и физических сил и связывали возможность этих проявлений с творческими процессами. В .И .Ленин, развивая и углубляя учение К.Маркса и Ф. Энгельса в новых исторических условиях, неоднократно подчеркивал, что строительство коммунизма требует всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей. Определяя задачи союзов молодежи, В.И.Ленин говорил в октябре 1920 г.: "Наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей" /16,311/. Он учил, что коммунизм невозможен без современного образования и высокого уровня духовной культуры молодого поколения.
В Программе КПСС записано: "КПСС придает большое значение более полному и глубокому освоению трудящимися массами богатств духовной и материальной культуры, активному приобщению их к художественному творчеству. Последовательно руководствуясь ленинскими принципами культурного строительства, партия будет заботиться об эстетическом воспитании трудящихся, подрастающих поколений на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры" /19,58/. Решить эту задачу можно только на основе комплексного подхода к воспитанию. Идея комплексного подхода получила научную теоретическую разработку в трудах классиков марксизма-ленинизма. Имея прочную методологическую базу, она нашла свое дальнейшее развитие и глубокое обоснование в документах партии и правительства по вопросам коммунистического воспитания и образования. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС было указано, что успешное воспитание гражданина социалистического общества в первую очередь зависит от уровня, характера решения проблемы соединения обучения с производительным трудом, полного использования возможностей школы в эстетическом и физическом воспитании. Коммунистическое воспитание и всестороннее развитие понимается как сложный процесс воспитания целостной личности, требую- : щий комплексного подхода в единстве идейно-политического, трудо- j вого, нравственного и эстетического воспитания. Комплексный под- } ход состоит прежде всего в том, что воспитательные воздействия направлены на формирование личности в целом, на объединение в систему всех влияний, способствующих выработке социально ценных качеств нового человека /278/,/436/. Всестороннее развитие предусматривает также высокую специализацию в какой-либо отрасли, максимальное овладение основами наук, широкий диапазон знаний, развитие умственных и физических способностей человека, а также та-
ких личностных качеств как мотивационная сфера, интересы и потребности. Выступая как взаимосвязанная совокупность многих качественных образований, личность в результате своего развития приобретает новое качество - целостность, важнейшим проявлением которой является выбор человеком главной линии своего поведения, определение своих возможностей и того рода деятельности, в котором он наиболее продуктивно и ярко может себя проявить. Одна из существенных характеристик целостной личности - стремление к творческому самопроявлению. В условиях советской действительности утверждение творческого начала становится всеобщим принципом деятельности /388/,/434/. Другая черта, характеризующая целостную личность, - овладение элементами общечеловеческой культуры, включающей как совокупность свойств деятельности людей во всех сферах общества, так и продуктов этой деятельности в любых формах /451/. В документах ЦК КПСС и Советского правительства задача повышения уровня культуры, сознательности и образованности людей выдвигается наравне с развитием материально-технической базы коммунизма. И это естественно, так как человек - главная ценность нашего общества, сама природа которого строится на всестороннем раскрытии творческих созидательных сил человека, на его сознательном отношении к труду, к своему гражданскому долгу. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" (декабрь 1977 г.), а также в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (апрель 1979 г.) особенно остро была поставлена задач^всЦстороннего воспитания молодого поколе
ния: "•..добиваться органического единства учебного и воспитательного процессов, формирования у учащихся и студентов научного мировоззрения, высоких морально-политических качеств, трудолюбия* Прививать учащейся молодежи интерес к политическим знаниям, всемерно развивать их общественную активность. Принять меры для дальнейшего развития внешкольной работы, технического и художественного творчества, физкультуры и спорта" /28,365/. Наиболее полное раскрытие творческого потенциала личности и проявление созидательной активности возможны только при условии, если человек эстетически воспитан. Именно поэтому эстетическое воспитание, как составная часть коммунистического воспитания, занимает столь значительное место во всей общественной, политической и экономической жизни нашей страны. В "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 19861990 годы и на период до 2000 года" указывается на необходимость "совершенствовать систему народного образования. Повысить качество обучения, идейно-политического, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения и его подготовки к общественно полезному труду" /34,67/.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/304185.html |
|