Быстрый переход к готовым работам
|
Профессионально-педагогическая направленность подготовки студентовВ последние годы в психологии и педагогике все более утверждается мысль, что в основе формирования личности лежит развитие мотивационной сферы. Известно, что в процессе жизни и деятельности мотивационно-потребностная сфера человека изменяется и мотивы приобретают иерархическую зависимость. Наряду с возникновением новых мотивов и потребностей, обогащаются старые;, одни мотивы начинают доминировать, подчиняя себе действие всех остальных, другие имеют сопутствующее значение* Теория потребностей и мотивов поведения в советской психологии основывается на марксистско-ленинском понимании проблемы потребностей. По определению классиков марксизма-ленинизма именно потребности являются источником активности личности: "Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого ради какой-либо из своих потребностей" /4,245/. В силу того, что основу формирования человеческой личности составляют общественные отношения, специфические человеческие потребности и мотивы выступают как результат проявления индивидуальности человека в ходе общественного развития. Возникающие на основе общественных потребностей интересы и чувства человека побуждают его к деятельности и порождают определенную мотивацию. Общая теория мотивов, взаимосвязь их с направленностью личности и деятельностью, с жизненными позициями человека раскрыта в трудах К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Р.С.Вайсман, Р.А.ЇЇдановой, А.Н.Леонтьева, ІР.ФЛомова, В.С.Мерли- на, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, С.Л.Славиной, П.М.Якобсона и др. Сложившаяся система идей о сущности мотивации, ее функциях становится ведущей в развитии теории деятельности и формирования личности. Однако сам мотив определяется по-разному. Так, согласно В.Н.Мясищеву, мотив, выступая как желание, стремление, потребность* сознание долга, является выражением отношения к субъекту действия. Л.И.Божович, характеризуя мотив как "внутреннюю позицию" человека, относит к этому понятию все побудители деятельности. По мнению В.С.Мерлина, мотивы выступают как исходные принципы, определяющие целенаправленные действия человека. По определению А.Н.Леонтьева, - мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности, то, в чем потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность /ИЗ/,/202/, /246/,/271/. А.Н.Леонтьев доказал, что мотивы выполняют несколько функций: побуждают и направляют деятельность, придают ей субъективно-личностный смысл; и определил основные характеристики мотивов: раз сформировавшись, они функционируют как единый орган; мотивы обладают относительной прочностью, но в то же время способны перестраиваться, когда отдельные их компоненты могут заменяться другими /246/. По мнению психологов и педагогов, весь строй психической жизни человека, своеобразие и особенности его личности определяются направленностью. Проблема направленности личности нашла широкое отражение в исследованиях советских ученых (Л.И.Божович, З.И.Васильева, В*И.Додонов, А.Г.Ковалев, Т.Е.Конникова, Н.Д.Левитов, Т.Н.Мальковская, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, А .И .Щербаков, Г.И.Щукина и др.). Исследователи едины в том, что направленность личности является стержневым качеством: она связы вает и координирует другие качества и их проявление, отражает самое существенное в духовном мире и может рассматриваться как проявление воспитанности, выступает одновременно как мотив и регулятор поведения (удовлетворения ведущих потребностей и интересов человека, например, потребности самообразования и самовоспитания) /ИЗ/ ,/202/ ,/271/, /393/ ,/460/. Проблема мотивации учебной деятельности.получила разработку в трудах В.Г.Богоявленского, B.G.Ильина, Ю.Н.Кулюткина, АЛС.Мар- ковой, Н.А.Менчинской, С.Л.Славиной, Г.С.Сухобской и др. Мотивы учения, являясь важным внутренним условием развития личности, активизируют мыслительные процессы и оказывают непосредственное влияние на характер учебной деятельности, глубину и прочность знаний, формируют потребность в их обогащении и обновлении. Особое внимание многих исследователей привлекает проблема мотивации учения школьников. В то же время вопросы выявления и формирования мотивации учебной деятельности студентов не нашли еще полного освещения. Среди работ, выполненных в этом направлении, следует выделить исследования А.П.Акимовой, Н.А.Бариновой, A. И.Голубева, А.Г.Кирпичевой, Н.Г.Кушкова, В.Г.Максимовой, B. А.Сластенина, Р.И.-Хмелюк, А.П.Черных, В.П.Шумана и др. Ученые подчеркивают, что в состав мотивации учения студентов входит профессиональная мотивация, являющаяся выражением мотивационноценностного отношения к избранной профессии. При изучении мотивации студентов музыкально-педагогических факультетов мы исходили из теории отношений. Согласно марксистско-ленинскому учению, сущность человека есть "совокупность всех общественных отношений" /5,3/. Как философская категория отношения выражают диалектику взаимосвязи субъекта с окружающей средой. Являясь выражением общих закономерностей психического развития, отношения человека к внешнему миру и различным сторонам собственной деятельности обусловливают направленность его поведения. В процессе жизни человек включается в систему разнообразных отношений, которые охватывают все сферы его существования: они тесно связаны с мировоззрением, потребностями, чувствами и с жизненным опытом. В.Н.Мясищев дал определение понятию "отношения" выделив его место в общей структуре личности: "Отношение представляет "целостную систему" индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами-объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания" /286,210/. Утверждая, что основой всякого отношения личности является потребность, он вычленил ряд компонентов этого понятия: субъект, испытывающий потребность; объект потребности; своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную функциональную структуру переживания и тяготения к объекту, стремления овладеть им. Отношения человека основаны на индивидуальном опыте и представляют собой систему временных связей, проявляющихся в действиях и поступках, в поведении человека. Помимо чувственного эмоционального компонента в отношениях всегда присутствует элемент мышления как объективной оценки, воли и активности в достижении цели. Таким образом, отношения характеризуют не какую-то одну сторону психики, а всего человека.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/304185.html |
|