Быстрый переход к готовым работам
|
Способности в профессиональной деятельности учителя музыкиСпособности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения. Диалектико-материалистическое понимание способностей может быть определено как конкретно-историческое и общественно трудовое. Труд сформировал человека и все его свойства представляют продукт человеческого труда. Поэтому не врожденные биологические задатки, а общественно-экономические условия вызывают разделение труда, а тем самым содействуют и развитию различных способностей /6,303/. В.И,Ленин подчеркивал, что развитие способностей зависит от социально-экономических условий, что социализм помогает "втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе - непочатый родник" /14,195/. Любая деятельность требует для ее осуществления определенного комплекса способностей. Музыкально-педагогическая деятельность, представляя собой "синтез" педагогики и музыкального искусства, связана как с общепедагогическими, так и специальными способностями, которые входят необходимым элементом в структуру личности учителя музыки. В то же время они являются обязательным условием формирования музыкально-педагогической деятельности. В теоретической разработке проблем развития психики и формирования деятельности основополагающим является объяснение взаимосвязи внешних и внутренних факторов. Советская психология стоит на позициях детерминации в формировании способностей, утверждая, что внешние условия опосредуются и преломляются через внутренние. Этот общий методологический принцип подводит к объяснению природы способностей, связанных с музыкально-педагогической деятельностью. Опираясь на диалектико-материалистическое понимание способностей, советские ученые ведут постоянную борьбу с идеалистическим толкованием способностей, их/ якобыуфатальной обусловленностью. Основное положение советской психолого-педагогической науки в отношении способностей: "развитие человека, в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками - это и есть развитие его способностей" /377,220/. Способности являются основной психологической характеристи-
кой индивидуальности человека и рассматриваются в тесной связи с деятельностью (Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев, Н.С.Лей- тес, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и др.), при этом они не только проявляются, но и формируются в определенной деятельности. Для формирования и развития способностей важна организация такой деятельности, которая может вызвать к жизни потенциальные способности и довести их до уровня актуальных. Понятие потенциальных способностей вытекает из представления о потенциальных "психологических резервах" личности, реализуемых или не реализуемых в зависимости от тех социально-исторических условий, в которых она находится. Деление способностей на потенциальные и актуальные дает возможность рассмотреть их в динамике. На уровне личности потенциальные способности рассматриваются как особенности человека, лежащие в основе его развития и придающие ему индивидуализированный характер, согласно которому каждый "отбирает" для себя те виды деятельности, которые наиболее соответствуют его психологической природе. Преобразование потенциальных способностей в актуальные зависит не только от социальных условий, но и от уровня зрелости личности, от ее общественной позиции, активности, а также от некоторых психологических свойств. Психология, основываясь на материалистическом объяснении возникновения качеств личности, определяет способности как прижизненно формирующиеся свойства, Необходимым условием формирования и развития способностей является овладение жизненным опытом в процессе обучения, воспитания и занятий определенной деятельностью. В связи с этим встает вопрос о соотношении в способностях врожденного и приобретенного. Для развития способностей большое значение имеют анатомо- физиологические особенности организма, строение его нервной сис-
темы, подвижность нервных процессов, особенности функциональной деятельности мозга. Все эти наследственные предпосылки служат задатками для развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как первооснова. В решении вопроса о природных задатках пока еще нет единства. Однако уже сегодня можно отметить, что анатомо-физиологические особенности человека являются лишь внутренним условием для развития способностей, отношения же между задатками и способностями могут быть многозначными. А.Г.Ковалев полагает, что задатки это "не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимавшийся систематически определенной деятельностью" /201,241/. Обращаясь к проблеме способностей, следует также учитывать экспериментально доказанное положение о том, что функциональные органы формируются прижизненно, в частности, это можно отЧьести____________ к специальным музыкальным способностям. Путем специальных опытов было доказано, что отсутствовавший у некоторых людей тональный слух может быть сформирован в результате определенной системы упражнений. Это не что иное как функциональный механизм анализа высоты звуков, формирующийся в ходе определенным образом организованной музыкально-слуховой деятельности. И хотя речь здесь идет о частном случае, но методологический вывод, следующий из проведенных экспериментов, очень важен и показателен. Исследования А.Н.Леонтьева позволили установить, что сдвиги в развитии функций происходят лишь в том случае, если данная функция включена в структуру конкретной деятельности таким образом, что определенный уровень ее развития становится основой для выполнения соответствующего действия /245/. Как утверждают ученые, врожденные особенности мозга, проявляющиеся в типологических особенностях человека, в силе и подвижности нервных процессов служат физиологической основой развития способностей. Пластичность нервной системы, ее огромные резервы создают условия для формирования тех или иных способностей в процессе деятельности. "Ничего не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменено к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия", - писал И.П«Павлов /311,269/. В таком понимании проблемы формирования способностей в процессе деятельности особенно ярко проявляется идея ленинской теории отражения об активном творческом характере познания. В контексте нашего исследования особый интерес представляет вопрос об общих и специальных способностях, о соотношении способностей и одаренности. Советские психологи отмечают взаимосвязь и зависимость общего и специального развития. Так, С.Л.Рубинштейн подчеркивал связь развития специальных способностей с закономерностями формирования "родовых", общих для всех людей свойств, как, например, слуховая чувствительность /377,227/. Одаренность в психологии связывается с более общим понятием, чем способность к деятельности, и трактуется как основа, на которой развиваются специальные способности. Специальные способности проявляются в отношении к отдельным специальным областям деятельности; внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность, индивидуально соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. О наличии предпосылок к развитию способностей говорит прежде всего склонность к определенной деятельности. Склонность стимули- рует эту деятельность, что, в свою очередь, содействует развитию природных задатков и обеспечивает дальнейшее развитие способностей. Природные предпосылки способностей состоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. По мнению С.Л.Рубинштейна, эта чувствительность и является элементарной человеческой способностью. Постепенно в процессе деятельности устанавливаются и закрепляются связи субъекта с объектами деятельности, психический^"процесс уходит из сознания и вместо него остается новая "природная способность" /374,281/. Иначе говоря, приступая к конкретной профессиональной деятельности, человек актуализирует в себе те способности, без которых данный вид деятельности неосуществим. По мере того как способности формируются, они в свою очередь повышают уровень этой деятельности и приводят человека к все более высоким результатам труда. Наиболее плодотворно способности развиваются в интересной и любимой деятельности, делая ее более совершенной. Успешность формирования способностей может быть обусловлена: развитием, обогащением и углублением интересов, в центре которых стоит склонность к деятельности и потребность овладения ею; увеличением объема и качества знаний и умений, связанных с овладением определенной деятельностью. В итоге формирующаяся способность выступает как соответствие между комплексом индивидуальных свойств человека и требованиями деятельности. В структуре психологических особенностей личности важную роль играет отношение к избранной специальности. Наличие глубокого и стойкого интереса к профессии, как правило, порождает стремление к получению профессиональных знаний и постоянному их совершенствованию. В связи с этим особую значимость для современного специалиста приобретает познавательная и умственная активность, помогающие повышению качества знаний. Способность к овладению знаниями рассматривается в психологии как система интеллектуальных свойств личности, от которых зависит продуктивность деятельности. Определена последовательность компонентов, стимулирующих проявление способностей: склонности,. интересы и потребности, труд и благоприятные условия овладения деятельностью на разных ступенях; результаты проявления способностей в наилучших показателях труда. Эта схема, несмотря на некоторую условность, помогает понять последовательность формирования и включения в деятельность способностей. Опираясь на диалектико-материалистическое понимание способностей, можно сделать следующий вывод, имеющий важнейшее значение для организации учебно-воспитательного процесса: чтобы развивать способности, необходимо сформировать потребности в определенном виде деятельности; в результате этой деятельности выделяются те психологические свойства личности, из которых затем образуется способность. Для плодотворности той или иной деятельности необходимы, таким образом, свои, определенные способности, отражающие структуру данной деятельности. При этом каждая из способностей представляет не какое-то единичное свойство, а входит в целостную систему свойств личности, обеспечивающих в итоге успешность в конкретном виде деятельности. Так, музыкально-педагогическая деятельность, будучи по своей структуре достаточно сложной, требует обширного комплекса способностей, которые условно можно подразделить на две большие группы: I) педагогические, 2) специальные . „ Психологи и педагоги предприняли анализ способностей, необходимых учителю (Ф.Н.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.). Так, например, Н.В.Кузьмина при определении содержания педагогических способностей исходит из структуры педагогической деятельности, предполагая, что названные способности являются не только индивидуальными психологическими предпосылками успешности педагогической деятельности, но и своеобразным отражением ее структуры /225,226/. Выделены следующие компоненты педагогических способностей, которые мы относим и к профессии учителя музыки: конструктивные, организаторские, коммуникативные и гностические, а также педагогическое воображение, наблюдательность, требовательность, педагогический такт, распределение внимания. Ансамбль названных способностей динамичен и в разных ситуациях они играют разную роль.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/304185.html |
|