Быстрый переход к готовым работам
|
Управление нехристианским духовенством.Управление нехристианскими конфессиями в начале XIX века было рассредоточено по различным правительственным учреждениям. Оно распределялось в зависимости от государственных интересов, которые были связаны с этим населением или территориями. Проблема религиозной политики в отношении нехристиан встала перед правительством в XVIII веке в связи с активной внешней и колонизационной политикой. Формы управления мусульманами сложились в правление Екатерины II. Пристальное внимание правительства к мусульманскому духовенству во второй половине XVIII века было связано с расширением границ империи на юг и восток, с включением в состав страны мусульманского и языческого населения. Так, с присоединением причерноморских и прикаспийских территорий в пограничной зоне империи оказались неосвоенные степные просторы, на которых кочевали киргиз-кайсацкие орды. А колонизация Сибири привела к включению в состав населения страны многочисленных племен инородцев, в том числе кара-киргизов, исповедующих ислам. Российские власти были заинтересованы в привлечении кочевого населения востока и юга страны в российское подданство. Киргизские орды были источником постоянных тревог правительства. Их набеги на российские селения, военные союзы с враждебной Персией и Оттоманской империей вынуждали держать на границе значительные воинские формирования. Вместе с тем, лояльность кочевников, включение их в состав страны влекла немало выгод. Киргизы активно торговали с Бухарой, Хивой, контролировали торговые пути в Среднюю Азию. Кроме того, Екатерина II и ее преемники успешно использовали иррегулярные конные части, составленные из казаков, башкир, мещеряков. Судя по именным предписаниям к генерал- губернатору Симбирскому и Уфимскому графу Игельстрому, императрица желала иметь такие конные отряды и от киргиз[1]. Политика притеснения мусульман империи не оправдала себя. Это четко проявилось в башкирском восстании 1755 г. и императрица постаралась учесть данный опыт. Для безопастности российских подданных на границах со степью возводилась цепь крепостей и кордонов. Кроме того, верховная власть считала, что киргизский хан будет более покладист, если его брат и
сыновья будут находиться при императорском дворе. В секретных предписаниях императрица указывала графу Ингельстрому средства к ослаблению ханской власти в орде. Следовало поддерживать конфликты и провоцировать междоусобную борьбу ордынских старшин и султанов, добиваясь их подчинения российским властям. Вместе с тем, императрица желала просвещения своих "диких" подданных. Естественно, просвещения и воспитания в российских, как она считала - европейских, ценностях. Для этого следовало прежде всего добиваться оседлости кочевников. Графу Игельстрому предписывалось разделить степь на три части для каждой орды, и начать строительство в них городов. Эти укрепленные города-крепости должны были стать культурными и торговыми центрами. За казенный счет в них сооружались мечети, школы и гостинные дворы. По замыслу верховной власти мечети, выстроенные правительством вдоль пограничной линии "привлекут и прочих вблизи кочующих и обитающих к границам нашим; сие и может послужить со временем способом к воздержанию их от своевольств лучше всяких строгих мер"[2]. В таких случаях правительство отступало от установленных правил о содержании духовенства за счет приходской общины[3] [4] и выплачивало муллам, набираемым из татар- 410 ских мусульман, жалованье за казенный счет . Духовные лица из казанских татар должны были пресечь влияние на кочевников персидского и турецкого духовенства. В этом смысле императрица Екатерина не раз высказывалась в инструкциях к местным властям. Так, в 1783 г. императрица предписала генерал-поручику Каменскому дозволить выборы ахундов среди российских мусульман, чтобы избавиться от их вызова из бухарского духовенства[5]. Кроме того, российские муллы должны были убедить мусульман-кочевников, что Россия - не является исключительно христианской страной. Это империя, где интересы всех исповеданий соблюдены. Из мусульман Казанской губернии набирались и мударрисы, мугаллимы и мугаллимсабияны для киргизских школ. Очевидно, выбранная правительством тактика мирной интеграции кочевников в состав империи была действительно успешной. В 1801 г. часть их во главе с Букей-султаном изъявила желание вступить в подданство России. Султан просил российского императора отвести ему для кочевья степи между Уралом и Волгой. На это последовал указ Павла I: "Председательствующего в ханском совете киргиз-кайсацкой Малой орды Букея-султана, сына Нурали- ханова, принимаю к себе охотно, позволяю кочевать там, где пожелает" . Особые услуги российскому правительству в деле духовного влияния на киргиз-кайсаков оказал ахун Мухамед-Джан-Гусеин (в современных исследованиях транскрипция его имени изменена - Мухамеджан Хусейнов или Хусаинов). В письме к графу Игельстрому императрица настоятельно рекомендовала использовать его в пограничных делах с киргизами. Причем ахун считался на государственной службе и получал жалованье[6] [7].
[1] Личное предписание Екатерины II графу Игельстрому 4 сентября 1785 г.// Русский архив,- 1886.-Г.24, N 11,- С.351. [2] ПСЗ,- T.XXIII.- N 16255. [3] ПСЗ.-T.XV.-N 10597. [4] ПСЗ,- T.XXIII.- N 17039. [5] ПСЗ,- T.XXI.-N 15653. [6] Сборник узаконений о киргизских степных областях/ Сост.И.И.Крафт,- Оренбург, 1898,- С.48. [7] Именное повеление Екатерины II к графу Игельстрому от 7 апреля 1785 г.// Русский Архив,- 1886,- Г.24, N11.- С.346.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/206168.html |
|