Быстрый переход к готовым работам
|
Главное Управление духовных дел иностранных исповеданийВ 1809 году выполняя поручение императора, Сперанский проанализировал существующую систему государственного управления и сделал вывод - "настоящая система правления не свойственна уже более состоянию общественного духа и настало время переменить ее и основать новый вещей порядок"[1]. Видимо, этот вывод относился и к управлению религиозной жизнью империи. С.В.Мироненко верно отметил, что намечаемые Сперанским преобразования касались всех сторон государственного устройства[2]. Предполагалось создать рациональную систему государственных институтов, охватывающую все области государственной жизни. К восьми прежним министерствам были добавлены еще четыре. Среди них - министерство полиции. Оно выделилось из министерства внутренних дел и к нему перешли дела раскольников. Кроме того, было создано Главное Управление духовных дел иностранных исповеданий, занимающееся проблемами неправославного населения страны. Поначалу современники не придавали ему государственного значения. Например, Вигель считал, что оно было "ни что иное, как один человек, для которого оно было создано"[3]. А Розенкампф уверял, что истинным мотивом его создания было падение Новосильцева после Тильзита. Дела иностранных исповеданий перешли к князю Г олицыну[4]. Действительно, после отстранения Новосильцова Голицын, не имея формально на то полномочий, представлял интересы неправославного духовенства перед императором. Об этом свидетельствуют многочисленные факты участия обер-прокурора Синода в разрешении межконфессиональных противоречий, в подготовке законопроектов по управлению неправославными церквами России. Например, Голицын был одним из участников комитета 1807-1810 гг., составившегося из министра народного просвещения князя Заводовского и униатского епископа И.Красовского, в связи с признанием необходимости создания более целесообразного управления католической церковью[5]. Между прочим, историк униатской церкви П.О.Бобровский полагал, что сама идея учреждения духовного ведомства зародилась именно в этом комитете. Он утверждал, что Главное Управление, выделившись из состава министерства юстиции, первоначально состояло из его чиновников и РимскоКатолической духовной коллегии. Н.П.Ерошкин же считал Главное Управление духовных дел иностранных исповеданий производным от МВД. Исследователь приписывал авторство идеи духовного ведомства Комитету председателей департаментов Государственного совета (18 1 0 ).[6] Действительно, разделение государственных дел
на ведомства рассматривал и утверждал специальный комитет. Но он не был источником законодательной инициативы. Да и МВД управлением христианских церквей не занималось. Здесь Н.П.Ерошкин ошибся. Вероятно исследователя в данном случае смутило то обстоятельство, что историк МВД П.Варадинов рассматривал Главное Управление как его составную часть[7]. Но Варадинов исходил из более позднего объединения МВД и Главного Управления.
[1] Сперанский М.М. Проекты и записки,- М-Л,1961,- С.160-164. [2] Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России начала XIX века,- М, 1989,- С.30. [3] Вигель Ф.Ф. Записки// Русский архив,- Г.ХХХ,- 1892. Кн. 1(прилож.).- С. 116. [4] Розенкампф Г. А. Воспоминания/ Публ. ПМайкова// Русская Старина.-Т. XXXV.- 1904,- октябрь и ноябрь. - С.391. [5] Бобровский П О. Русская греко-униатская церковь в царствование Александра I: Историческое исследование по архивным документам,- СПб, 1890,- С.50. [6] Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институ- ты.(первая половина XIX века)- М, 1981,- С.212. [7] Варадинов П. История Министерства Внутренних Дел,- СПб, 1859.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/206168.html |
|