Быстрый переход к готовым работам
|
Узаконение религиозной политикиИдеологические установки и общие политические принципы отливаются в форму законодательных актов двух типов - манифестов, носящих декларативный характер, и правовых актов, разрешающих конкретные ситуации. Вступив на престол, Александр I особое внимание уделял усовершенствованию государственных структур и разработке правовых норм государственной жизни. Поначалу право законодательной инициативы получили несколько органов. Одним из них, по предложению П.Д.Трощинского, должен был стать Государственный совет - постоянно действующий орган при императоре[1]. Он был учрежден в сентябре 1802 г. Исследователи чаще называют его "Непременный Совет". Председателем Совета стал император. Членами его должны были быть все министры и назначенные императором сановники. Поначалу советники не делились на департаменты. Но дела, поступающие в канцелярию, распределялись по четырем экпедициям: юстиции, финансов, внутренних и военных дел. Директором канцелярии был назначен А.И.Вейдемейер. Он подчинялся Трощинскому как младшему члену Государственного Совета. Каждой экспедицией управлял статс-секретарь с небольшим числом канцелярских чиновников. За участие в работе над проектом Госсовета, или за его
разработку, Сперанский получил место статс-секретаря экспедиции юс- 544 тиции . Совет получил от императора наказ - сделать пересмотр всех законов и постановлений и составить проект преобразований. Именно в связи с этим поручением экспедиция юстиции под руководством Сперанского приступила к разработке основных принципов российского права. Результатом работы стал пакет документов, в которых обосновывалась необходимость разделения власти. Разработанные документы провозгласили светский характер государства. Но в конце 1802 г. Трощинский вынужден был удалиться. И законотворческая деятельность Совета стала сворачиваться. Вслед за своим покровителем из Госсовета вынужден был уйти Сперанский. Теперь разработкой законов занималась специальная Комиссия составления законов. Официальное заведывание ею было поручено графу П.В.Завадовскому[2] [3]. После учреждения министерств Комиссия перешла в ведение министерства юстиции. Н.Н.Новосильцов и Г.А.Розенкампф, изучив постановления для подобных органов XVIII века, разработали положение о ее структуре и деятельности. Оно было подписанно императором в феврале 1804 г.[4]. Преобразованная Комиссия состояла из трех экспедиций и присутствия. Последнее являлось местом совещаний министра и его товарища. Первая экспедиция занималась разработкой общероссийского законодательства, изучала историю русского и зарубежного права, судопроизводство. В составе экспедиции был один референдарий, три помощника, один редактор для "основания прав" и три - для "общих законов", два редактора и пять помощников - для "судебных уставов". Кандидатуру каждого принимаемого в Комиссию чиновника император рассматривал лично. Он подолгу беседовал с претендентом, выяснял его взгляды и знания. В итоге в ней собрался круг профессиональных юристов- правоведов, взгляды которых соответствовали намерениям императора. С 1803 года, после ухода Г.Р.Державина, министром юстиции был назначен, вернувшийся из Парижа, князь П.В. Лопухин. Но и при нем главной "скрипкой" правового ведомства был Новосильцов. На эти годы пришелся пик его политической карьеры. На Новосильцова Александр I возложил массу государственных дел. Со слов Розенкампфа, в 1803 году в его обязанности входило: 1. управление юстицией и разработка законопроектов; 2. президентство в Академии наук; 3. председательство в Главном Управлении училищ и контроль над министерством народного просвещения; 4. рассмотрение докладов Сената, генерал-рекетмейстера и Св.Синода на имя императора; 5. доклады по особым поручениям и от Комитета Министров. Прежде чем приступить к разработке гражданского и уголовного кодексов, Комиссия, также как и экспедиция юстиции Госсовета, отрабатывала принципы нового законодательства. Они были изложены Г.А.Розенкампфом в "Проекте основных законов Российской империи". Оригинал документа писался на немецком языке. Он открывался следующими словами: "Der Kaiser als Alleinherrseher ist zugleich das geistliche Oberhaupt des Staates" (Император как верховный правитель есть духовный глава государства - Е.В.)[5]. Это был протестантский принцип государственно-церковных отношений. При переводе на русский язык данная формулировка подверглась редакции и была приведена в соответствие с российской политической традицией. В окончательном варианте проект декларировал: "Православная Греко
российская вера есть господствующая во всей империи"(П. 1), а "император есть верховный правитель всего государства и глава церкви" (П. 10). Но и в данном виде предложения Розенкампфа не были утверждены императором. Между тем расстановка сил при дворе стала меняться. Император стал прислушиваться к доводам графа В.П.Кочубея и его помощника М.М.Сперанского. Они убеждали монарха централизовать управление государством. Этого предлагалось достигнуть посредством усиления власти министров. В 1803 г. коллегии внутри министерств были преобразованы в департаменты, а министры получили монопольные права в своих ведомствах. С созданием новой государственной системы механизм формирования религиозного законодательства стал осуществляться по схеме: "доклад религиозной организации или лица - орган высшего церковного управления - министерство юстиции - Госсовет или Сенат - император". Эта цепочка могла быть короче или длиннее в зависимости от сложности рассматриваемого вопроса. Когда речь шла об определении правового статуса конфессиональной организации, как правило, создавались специальные комитеты или комиссии. В них входили представители духовенства, чиновники правового ведомства и компетентные, с точки зрения императора, сановники. В отличии от Розенкампфа, Сперанский и Кочубей в религиозной политике предлагали руководствоваться современным состоянием многоконфессиональной империи. Сперанский, изучавший философию и историю права зарубежных стран, в законодательной практике склонен был использовать теорию английского философа и правоведа И.Бентама. Ученый настаивал на привнесении в законодательство единой сквозной идеи. В качетве таковой он предлагал “пользу государства”[6]. Анализ религиозного законодательства 1801-1812 гг. убеждает, что при определении правового статуса конфессиональных организаций верховная
власть отошла от традиционных принципов. Она руководствовалась общеимперскими интересами, стремилась достичь “пользы” для всех народов страны. В результате в государственных установлениях было изменено экономическое положение церковных организаций. Их имущество было объявлено государственной собственностью, предоставленной в пользование. Тем самым, де-юре, имущество не только православной, но и католической, униатской церквей оказалось секуляризированным, а духовенство поставлено на государственную службу. [1] Розенкампф Г.А. Воспоминания/ Изд.П.Майков// Русская старина,- 1904, ок тябрь,- С. 148. [2] Минаева Н.В. Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение России в начале XIX века.- Саратов, 1982.С.43. [3] Майков П. Барон Г.А.Розенкампф// Русская старина.- 1904.октябрь,- С. 147. [4] Доклад Министра юстиции о преобразовании Комиссии составления Законов.- [5] Makarov A.N. Entwurf der Verfassungsgesetze des russischen Rechts// Jahrbucher fur [6] Айзенштат М.П. Иеремия Бентам и Россия// Россия и Европа: Дипломатия и культура.- М, 1995,-С.161-170.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/206168.html |
|