Быстрый переход к готовым работам
|
Возрастание роли муниципальных органов управления в Республике Узбекистан: основные предпосылкиПрезидент Республики Узбекистан И. Каримов в своем докладе на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 28 января 2005 года подчеркнул, что «долгосрочная цель, которую мы ставим перед собой в реформировании и обновлении государственной и общественной структуры, - это реализация важнейшего принципа избранной нами модели модернизации страны - переход от сильного государства к сильному гражданскому обществу»1. В контексте приведенного высказывания руководителя страны формируются основные предпосылки возрастания роли муниципальных органов управления в Узбекистане. Предпосылки социально-политического свойства обусловлены ролью муниципального образования в жизни любого гражданина. Именно в рамках «малой родины» человек впервые осознает себя причастным не только к жизни своей семьи, но и к жизни местного сообщества. Начальный этап социализации личности также проходит в рамках относительно замкнутого административно-территориального образования. От того, насколько эффективен процесс социализации, зависит, насколько активной будет жизненная позиция человека, будет ли он достойным гражданином своей страны, способствующим построению гражданского общества. Сильное гражданское общество невозможно создать, опираясь только на политическую волю руководства страны. Для достижения этой цели должны быть сформированы достаточно многочисленные контингенты граждан, активно участвующих в жизни страны, в том числе и в рамках муни- 1 Каримов И. Наша главная цель - демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. - Ташкент, Узбекистан, 2005, с. 11. ципальных образований. Более того, муниципальные образования могут и должны стать своеобразной стартовой площадкой для воспитания и становления руководителей более высокого ранга. По мнению автора, руководи- I тель, не прошедший опыта управления организационными структурами низ шего уровня, не сможет понять нужд и чаяний народа, окажется неспособным отстаивать его интересы в высших эшелонах власти. В этом контексте значимость муниципальных органов управления в Республике Узбекистан должна возрасти. Гармонизация социально-политических процессов и построение сильного гражданского общества возможно лишь в условиях стабильного экономического роста. В условиях глобализации роль муниципальных образований в реализации факторов экономического роста (как это ни покажется парадоксальным) возрастает. По мнению автора, не может быть страна признана благополучной, если ее административно-территориальные единицы раз- t виваются неравномерно, если между ними формируются антогонистично- конкурентные взаимоотношения. На преодоление подобных тенденций и ис* коренение возможностей их формирования должны быть нацелены усилия не только верховной, но и местной власти. В этом также будет проявляться возрастание роли муниципальных органов управления. Для Республики Узбекистан характерно наличие ряда особенностей формирования и функционирования государственной власти, включая исторические традиции взаимоотношения властных структур различных уровней. Кроме того, как и всем ныне самостоятельным государствам, ранее входившим в состав СССР, Узбекистану потребовался период перехода от государственного устройства с жестко централизованной системой управления к развитому многоукладному гражданском обществу. По мнению автора, уровень развития и сила гражданского общества во многом определяются тем, какие именно властные полномочия и ответственность делегированы местным органам власти и учреждениям самоуправления граждан. Отличительной особенностью становления муниципальных органов управления в Республике Узбекистан является стабильность государственного и общественного устройства, всемерная поддержка местных органов і управления, а также то обстоятельство, что своеобразные черты такого управления издревле присущи культуре и традициям узбекского народа. Ярким примером являются махалли и махаллинские советы, являющиеся своеобразной ячейкой гражданского общества. С их помощью органы государственной власти на местах более эффективно решают проблемы стабилизации социально-экономического развития муниципальных образований. Со своей стороны, махалли испытывают постоянную поддержку высшего руководства страны, в первую очередь Президента Республики Узбекистан И. Каримова, который потребовал «... на деле усилить роль и полномочия органов самоуправления - махалли, махаллинских комитетов и сельских сходов»1. Приоритетными направлениями муниципальной политики в Республи- ь ке Узбекистан являются: - формирование демократического государства с многоукладной эко- номикои и децентрализованным управлением хозяйственной жизнью страны; - качественно новая экономическая самостоятельность регионов и расширение полномочий органов власти на местах; - превращение органов местной власти в главного реформатора экономической и социальной политики государства в регионах. Успешная реализация вышеназванных направлений муниципальной политики позволила не только расширить масштабы деятельности муниципальных органов власти по ускорению социально-экономических преобразований на местах, но и поднять уровень их ответственности: - за обеспечение своевременного и максимального поступления денежных средств в государственный бюджет; 1 Каримов И. Наша главная цель - демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. - Ташкент, Узбекистон, 2005, с. 12. - за рациональное использование бюджетных ресурсов, выделяемых территории; - за эффективность общественного производства (регистрация, ликвидация, координация, контроль за деятельностью субъектов хозяйствования); - за поддержание работы органов социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение); - за опережающее развитие рыночной инфраструктуры в масштабе территориального образования (транспорт, связь, инженернокоммунальная и финансовая инфраструктура); - за формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе и привлечение иностранных инвесторов; - за рациональное использование имеющихся трудовых ресурсов и создание новых рабочих мест. Возрастание роли муниципальных органов управления в Республике Узбекистан базируется на надежной правовой основе. В XXI главе Конституции Республике Узбекистан, которая называется «Основы государственной власти на местах», сформулированы наиболее важные принципиальные положения, определяющие основные цели и задачи местного самоуправления; роль местного самоуправления в механизме осуществления народовластия; основы деятельности населения по решению задач местного значения. Местное самоуправление осуществляется в Республике Узбекистан, кроме вышеупомянутой Конституции Республики Узбекистан, в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» от 02.09.1993 г. с дополнениями и изменениями. Данный закон определяет: а) общие принципы организации местного самоуправления; б) организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления; в) правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления; г) основные полномочия органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Во многом положения данного Закона имеют большую перспективу, так как осуществляется поиск наиболее эффективных форм и методов реализации местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется и в соответствии с другими законодательными актами Республики Узбекистан, перечень которых приведен в Приложении 2. Исходя из того, что местное самоуправление является самостоятельной формой народовластия, в статье 105 Конституции Республики Узбекистан закрепляются только наиболее принципиальные, важные для органов самоуправления (муниципальных образований) правовые положения (основы) его организации. В соответствии с данной статьей принимаются законы или другие подзаконные акты, содержащие правовые нормы, детализирующие и конкретизирующие положения Основного Закона Республики Узбекистан. Правовые нормы Конституции Республики Узбекистан и других законодательных актов, через которые основы местного самоуправления получают непосредственное закрепление, имеют: а) основополагающий, фундаментальный, обобщающий характер; б) нормативность и верховенство по отношению к актам, принимаемым (издаваемым) органами местного самоуправлениям и должностными лицами местного самоуправления; в) определенность и категоричность; г) постоянство действия; д) общепризнанность; е) сжатость, концентрированность положений; ж) устойчивость. Основы местного самоуправления можно определить как совокупность правовых норм, содержащихся в конституции, законах и закрепляющих наиболее принципиальные, важные, общие для всех административных образований территориальные, правовые, финансово-экономические основы деятельности населения по решению задач местного значения. В статье 99 Конституции Республики Узбекистан говорится о том, что представительными органами власти в областях, районах и городах являются Советы народных депутатов, возглавляемые хокимами, которые, исходя из интересов государства и граждан, решают вопросы, отнесенные к их компетенции. На местах имеются два органа местной власти, исходя из принципа разделения властей: представительная и исполнительная, а также институт хокимов, которые осуществляют свою деятельность на основе единовластия. Здесь необходимо отметить, что институт хокимов организован с учетом национальных традиций. Для успешной реализации социально-экономических и политических реформ необходима сильная представительная и исполнительная власть. В связи с этим и был восстановлен институт хокимов. Первый шаг в этом направлении был сделан на основе Постановления Верховного Совета Узбекской ССР от 18 ноября 1991 года «О статусе и системе управления столицы Узбекистана - города Ташкента». В данном постановлении речь шла об организации института хокима (градоначальника, мэра) в городе Ташкенте, который воплощал бы в себе и представительную, и исполнительную власть. В начале 1992 года такая практика была распространена на всю республику. 4 января 1992 года Верховный Совет республики принял Закон «Об организации местных органов в Республике Узбекистан», в соответствии с которым провели реорганизацию местных органов власти и во всех областях, районах, городах. Учредили должности хокимов.
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/483890.html |
|