У нас уже 176405 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Возрастание роли муниципальных органов управления в Республике Узбекистан: основные предпосылки

Президент Республики Узбекистан И. Каримов в своем докладе на со­вместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Рес­публики Узбекистан 28 января 2005 года подчеркнул, что «долгосрочная цель, которую мы ставим перед собой в реформировании и обновлении госу­дарственной и общественной структуры, - это реализация важнейшего прин­ципа избранной нами модели модернизации страны - переход от сильного государства к сильному гражданскому обществу»1. В контексте приведенно­го высказывания руководителя страны формируются основные предпосылки возрастания роли муниципальных органов управления в Узбекистане.

Предпосылки социально-политического свойства обусловлены ролью муниципального образования в жизни любого гражданина. Именно в рамках «малой родины» человек впервые осознает себя причастным не только к жизни своей семьи, но и к жизни местного сообщества. Начальный этап со­циализации личности также проходит в рамках относительно замкнутого ад­министративно-территориального образования. От того, насколько эффекти­вен процесс социализации, зависит, насколько активной будет жизненная по­зиция человека, будет ли он достойным гражданином своей страны, способ­ствующим построению гражданского общества.

Сильное гражданское общество невозможно создать, опираясь только на политическую волю руководства страны. Для достижения этой цели должны быть сформированы достаточно многочисленные контингенты гра­ждан, активно участвующих в жизни страны, в том числе и в рамках муни-

1 Каримов И. Наша главная цель - демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. - Ташкент, Узбекистан, 2005, с. 11.

ципальных образований. Более того, муниципальные образования могут и должны стать своеобразной стартовой площадкой для воспитания и станов­ления руководителей более высокого ранга. По мнению автора, руководи- I тель, не прошедший опыта управления организационными структурами низ­

шего уровня, не сможет понять нужд и чаяний народа, окажется неспособ­ным отстаивать его интересы в высших эшелонах власти. В этом контексте значимость муниципальных органов управления в Республике Узбекистан должна возрасти.

Гармонизация социально-политических процессов и построение силь­ного гражданского общества возможно лишь в условиях стабильного эконо­мического роста. В условиях глобализации роль муниципальных образова­ний в реализации факторов экономического роста (как это ни покажется па­радоксальным) возрастает. По мнению автора, не может быть страна призна­на благополучной, если ее административно-территориальные единицы раз- t   виваются неравномерно, если между ними формируются антогонистично-

конкурентные взаимоотношения. На преодоление подобных тенденций и ис­* коренение возможностей их формирования должны быть нацелены усилия не

только верховной, но и местной власти. В этом также будет проявляться воз­растание роли муниципальных органов управления.

Для Республики Узбекистан характерно наличие ряда особенностей формирования и функционирования государственной власти, включая исто­рические традиции взаимоотношения властных структур различных уровней. Кроме того, как и всем ныне самостоятельным государствам, ранее входив­шим в состав СССР, Узбекистану потребовался период перехода от государ­ственного устройства с жестко централизованной системой управления к развитому многоукладному гражданском обществу. По мнению автора, уро­вень развития и сила гражданского общества во многом определяются тем, какие именно властные полномочия и ответственность делегированы мест­ным органам власти и учреждениям самоуправления граждан.

Отличительной особенностью становления муниципальных органов управления в Республике Узбекистан является стабильность государственно­го и общественного устройства, всемерная поддержка местных органов і       управления, а также то обстоятельство, что своеобразные черты такого

управления издревле присущи культуре и традициям узбекского народа. Яр­ким примером являются махалли и махаллинские советы, являющиеся свое­образной ячейкой гражданского общества. С их помощью органы государст­венной власти на местах более эффективно решают проблемы стабилизации социально-экономического развития муниципальных образований. Со своей стороны, махалли испытывают постоянную поддержку высшего руководства страны, в первую очередь Президента Республики Узбекистан И. Каримова, который потребовал «... на деле усилить роль и полномочия органов само­управления - махалли, махаллинских комитетов и сельских сходов»1.

Приоритетными направлениями муниципальной политики в Республи- ь           ке Узбекистан являются:

-          формирование демократического государства с многоукладной эко- номикои и децентрализованным управлением хозяйственной жиз­нью страны;

-          качественно новая экономическая самостоятельность регионов и расширение полномочий органов власти на местах;

-          превращение органов местной власти в главного реформатора эко­номической и социальной политики государства в регионах.

Успешная реализация вышеназванных направлений муниципальной политики позволила не только расширить масштабы деятельности муници­пальных органов власти по ускорению социально-экономических преобразо­ваний на местах, но и поднять уровень их ответственности:

-          за обеспечение своевременного и максимального поступления де­нежных средств в государственный бюджет;

1 Каримов И. Наша главная цель - демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. - Ташкент, Узбекистон, 2005, с. 12.

-          за рациональное использование бюджетных ресурсов, выделяемых территории;

-          за эффективность общественного производства (регистрация, лик­видация, координация, контроль за деятельностью субъектов хозяй­ствования);

-          за поддержание работы органов социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение);

-          за опережающее развитие рыночной инфраструктуры в масштабе территориального образования (транспорт, связь, инженерно­коммунальная и финансовая инфраструктура);

-          за формирование благоприятного инвестиционного климата в ре­гионе и привлечение иностранных инвесторов;

-          за рациональное использование имеющихся трудовых ресурсов и создание новых рабочих мест.

Возрастание роли муниципальных органов управления в Республике Узбекистан базируется на надежной правовой основе. В XXI главе Консти­туции Республике Узбекистан, которая называется «Основы государственной власти на местах», сформулированы наиболее важные принципиальные по­ложения, определяющие основные цели и задачи местного самоуправления; роль местного самоуправления в механизме осуществления народовластия; основы деятельности населения по решению задач местного значения.

Местное самоуправление осуществляется в Республике Узбекистан, кроме вышеупомянутой Конституции Республики Узбекистан, в соответст­вии с Законом Республики Узбекистан «О государственной власти на мес­тах» от 02.09.1993 г. с дополнениями и изменениями.

Данный закон определяет:

а)   общие принципы организации местного самоуправления;

б)   организационно-правовые формы осуществления местного само­управления;

в)   правовые, экономические и финансовые основы местного само­управления и государственные гарантии его осуществления;

г)   основные полномочия органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Во многом положения данного Закона имеют большую перспективу, так как осуществляется поиск наиболее эффективных форм и методов реали­зации местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется и в соответствии с другими законодательными актами Республики Узбекистан, перечень которых приве­ден в Приложении 2.

Исходя из того, что местное самоуправление является самостоятельной формой народовластия, в статье 105 Конституции Республики Узбекистан закрепляются только наиболее принципиальные, важные для органов само­управления (муниципальных образований) правовые положения (основы) его организации. В соответствии с данной статьей принимаются законы или дру­гие подзаконные акты, содержащие правовые нормы, детализирующие и конкретизирующие положения Основного Закона Республики Узбекистан.

Правовые нормы Конституции Республики Узбекистан и других зако­нодательных актов, через которые основы местного самоуправления получа­ют непосредственное закрепление, имеют:

а)  основополагающий, фундаментальный, обобщающий характер;

б)   нормативность и верховенство по отношению к актам, принимае­мым (издаваемым) органами местного самоуправлениям и должностными лицами местного самоуправления;

в)   определенность и категоричность;

г)   постоянство действия;

д)   общепризнанность;

е)   сжатость, концентрированность положений;

ж)   устойчивость.

Основы местного самоуправления можно определить как совокупность правовых норм, содержащихся в конституции, законах и закрепляющих наи­более принципиальные, важные, общие для всех административных образо­ваний территориальные, правовые, финансово-экономические основы дея­тельности населения по решению задач местного значения.

В статье 99 Конституции Республики Узбекистан говорится о том, что представительными органами власти в областях, районах и городах являются Советы народных депутатов, возглавляемые хокимами, которые, исходя из интересов государства и граждан, решают вопросы, отнесенные к их компе­тенции. На местах имеются два органа местной власти, исходя из принципа разделения властей: представительная и исполнительная, а также институт хокимов, которые осуществляют свою деятельность на основе единовластия. Здесь необходимо отметить, что институт хокимов организован с учетом на­циональных традиций. Для успешной реализации социально-экономических и политических реформ необходима сильная представительная и исполни­тельная власть. В связи с этим и был восстановлен институт хокимов. Пер­вый шаг в этом направлении был сделан на основе Постановления Верховно­го Совета Узбекской ССР от 18 ноября 1991 года «О статусе и системе управления столицы Узбекистана - города Ташкента». В данном постановле­нии речь шла об организации института хокима (градоначальника, мэра) в городе Ташкенте, который воплощал бы в себе и представительную, и ис­полнительную власть. В начале 1992 года такая практика была распростране­на на всю республику. 4 января 1992 года Верховный Совет республики при­нял Закон «Об организации местных органов в Республике Узбекистан», в соответствии с которым провели реорганизацию местных органов власти и во всех областях, районах, городах. Учредили должности хокимов.

 

 

Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/483890.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.