У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Лирическая проза в литературоведческом освещении

Начиная с 60-х гг. прошлого столетия, лирическая проза становится объектом пристального внимания и серьезного изучения литературоведов. Широкое распро­странение получает термин, обозначающий рассматриваемое нами явление. Именно в этот период в печати возникает полемика по поводу лирической прозы, суть которой отражена в диссертациях С.А. Липина «Лирическая проза в современной советской литературе», 1974 (основные положения диссертации отражены в книге «Сквозь призму чувств. О лирической

прозе. 1978), А.П. Казаркина «Поэтика современного лирического рас­і

сказа (Проблема автора)», 1974, Т.Д. Доля «Становление и развитие жанра лирической повести в русской советской литературе», 1974, Л.А. Ореховой «Современная лирическая проза», 1983, Э.А. Бальбурова «По­этика лирической прозы (1960—1970-е гг.)», 1985 г. Ряд работ посвящен изучению поэтики отдельных мастеров лирической прозы: А.В. Курочки­ной «Поэтика лирической прозы Б. Зайцева», Н.Б. Зарниковой «Лирическая проза А.И. Левитова и И.А. Бунина», В.Ф. Горецкого «Творчество Виктора Лихоносова в контексте лирической прозы». Интерес исследователей к ли­рической прозе можно объяснить словами А.С. Георгиевского: «Это исконно русское течение, жанрово-стилевое оформление которого было ознаменовано тургеневскими «Стихотворениями в прозе» [63, 30].

Несмотря на широкий круг вопросов, посвященных лирической прозе, остаются малоисследованными, дискуссионными коренные проблемы, ка­сающиеся сущности лирической прозы, ее родовой принадлежности, жанро­вых критериев. На сегодняшний день остается малоизученным вопрос о взаимодействии лирического, автобиографического, исповедального и ор­наментального в лирической прозе. Лирическим «сближением» автора и основного субъекта объясняется использование синонимичных термину «лирическая проза» понятий. Для обозначения жанрового характера произ­ведений И.С. Тургенева, И.А. Бунина, В.С. Солоухина, Ю.П. Казакова употребляются термины «автобиографическая», «исповедальная», «мему­арная», «орнаментальная» проза. Литературоведческая проблема заключа­ется в том, что все перечисленные признаки - автобиографизм, испове- дальность, орнаментальность - в большей или меньшей степени находят выражение в лирической прозе. Из ряда синонимичных понятий мы отдаем предпочтение термину «лирическая проза», т.к., на наш взгляд, наиболее важным, типологическим признаком рассматриваемого явления остаются именно родовые признаки лирики.

Исследование лирической прозы в литературоведении XX—XXI вв. в основном сводится к научной дискуссии об области употребления этого по­нятия. Суть проблемы на протяжении почти полувековой истории сводится либо к доказательству особых жанровых признаков лирической прозы, либо осмыслению ее доминирующего места в художественном сознании второй половины XX в. На наш взгляд, эта полемика лишь подчеркивает характер­ность и типологичность лирической прозы в новейшей русской литературе. Мы считаем, что возникновение лирической прозы как стилевого течения второй половины. XX в. обусловлено почти столетней историей жанров ли­рической прозы.

Сформировавшись как лирический жанр в XIX в., во второй половине прошлого столетия лирическая проза стала доминирующей формой в рус­ской литературе 60—70 гг. XX в. Причин этому несколько: во-первых, лири­ческая проза является продолжением уникальной отечественной классиче­ской традиции, идущей от Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.; во-вторых, в период «оттепели» художни­ки почувствовали внутреннюю свободу, возможность раскрыть свои истин­ные чувства, сомнения, переживания после тяжелейших десятилетий под официально-информационным гнетом. Духовно-нравственное национальное самосознание русского человека всегда обращалось к извечным вопросам, касающимся осознания себя, своего места в этой жизни. Период «оттепели» вызвал к жизни потребность раскрытия своей точки зрения, внутренних пе­реживаний. Перенесший множество потрясений первых десятилетий XX в., человек испытывал потребность разобраться в них и в себе. Сложно предста­вить подобную откровенность, исповедальность в 30-40-е гг.

Э.А. Бальбуров отмечает, что лирическая проза этого периода кристал­лизовалась в насыщенной среде документальных и автобиографических про­изведений и «набрала в себя всю их раскованность и свободу от накопления жанровых стереотипов, как бы возвращая прозу к ее изначальному, древнему смыслу, к «prosus».

Активное развитие лирической прозы, на наш взгляд, было подготовле­но творчеством И.С. Тургенева и писателей начала XX в., особенно И.А. Бу­нина и М.М. Пришвина. Творчество каждого из этих художников, способы лиризации в их произведениях хорошо изучены литературоведами.

Творчество Тургенева оказало значительное влияние на развитие всей русской литературы. Что касается исследуемого нами явления лирической прозы, то А.С. Георгиевский считает, что «Стихотворения в прозе» И.С. Тур­генева положили начало и лирической прозе в целом» [64, 3]. Основные те­мы, поднятые Тургеневым, стали одним из отличительных свойств лириче­ской прозы как самобытного явления: тема человека и природы, их взаимо­отношений и взаимовлияний, размышления о жизни и смерти, о тленности человеческой жизни и бессмертности искусства и другие «вечные вопросы», осмысление которых преимущественно осуществляется философско­медитативной лирикой. Объективное и субъективное у И.С. Тургенева сли­ваются в нечто единое, нерасторжимое.

Повлиявший на прозу последних десятилетий XIX—XX вв., И.С. Турге­нев многосторонне изучался исследователями. Примечательно, что из всех жанров лирической прозы наиболее изучены стихотворения в прозе (работы Л.Н. Иссовой «Жанр стихотворения в прозе в русской литературе», О.Р. Першукевич «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева и развитие русской «малой прозы» начала XX века», Т.А. Рота «Поэтическое наследие Тургене­ва», С.В. Галанинской «Способы ритмизации цикла И.С. Тургенева «Стихо­творения в прозе» и основные тенденции развития жанра в русской литера­туре конца ХІХ-начала XX вв.», И.И. Величкиной «Стихотворения в прозе» и их место в творчестве И.С. Тургенева 70-80-х гг.», Н.Р. Левиной «Жанро­вая специфика стихотворения в прозе (в русской и французской литературе), Ю.Б. Орлицкого и др.). На наш взгляд, это объясняется не только явным пре­обладанием лирического в данных произведениях («качественным включе­нием» лирического начала в прозаический текст), но и потребностью всесто­ронне изучить влияние поэтики И.С. Тургенева на литературу XX в.

Хорошо изучен в литературоведении и другой аспект поэтики худож­ника - проникновенный лиризм, которым «окрашено» все повествование, особенно описания природы (В.Г. Белинский, С.М. Петров, Ю.В. Лебедев, П.Г. Пустовойт и др.). Например, П.Г. Пустовойт характеризует тургенев­ский пейзаж следующим образом: «При абсолютной достоверности описаний природа у Тургенева поэтизируется в силу присущего автору лиризма... Все, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером Тур­генева приобретает лирическую окраску и рельефную живописность» [175, 19].

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/403193.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.