У нас уже 176405 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Характеристика образовательной среды современного гуманитарного вуза

Теоретический анализ научной литературы показал, что в педагогике высшей школы и смежных с нею науках пока ещё нет четкой, научно обоснованной позиции относительно того, какая система условий образовательной среды вуза должна обеспечивать успешную адаптацию студентов к обучению.

Вместе с тем вполне очевидно, что она может быть описана через понятие «образовательной среды». В нашем исследовании это образовательная среда гуманитарного университета, которая имеет как общие черты, характерные для всех вузов, так и специфические, характерные для гуманитарного вуза.

Исследование, проведенное нами, позволяет утверждать, что такой системой условий может быть специально организованная образовательная среда гуманитарного университета, которая имеет как общие черты, характерные для всех вузов, так и специфические.

Общие для всех вузов цели образовательной деятельности были поставлены в Резолюции Всемирной конференции по высшему образованию (Париж, штаб-квартира ЮНЕСКО, 5-9 октября 1998 г.):

-                       трансляция из поколения в поколение и закрепление устойчивых духовных и культурных ценностей;

-                                                                                                                                                                                                       формирование социально интегрированной и успешно самореализующейся личности специалиста: обладающего   высокой квалификацией, профессиональной этикой, способностью успешно действовать в условиях динамично изменяющейся ситуации, ориентироваться на духовно-нравственные критерии в решении профессиональных задач, активно участвовать в жизни общества в духе научного мировоззрения, уважения прав человека, демократии, мира и справедливости.

В соответствии с общими целями в законодательных и нормативных документах российской высшей школы сформулированы основные задачи высшего образования:

-                       подготовка высококвалифицированных выпускников (специалистов) и ответственных граждан, способных успешно действовать во всех сферах общественной практики;

-                       обеспечивать такое образование, которое воспитывает хорошо информированных и мотивированных граждан, способных к критическому мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем, стоящих перед обществом, а также к тому, чтобы брать на себя социальную ответственность;

-                       формирование личности, способной понимать, интерпретировать, сохранять, расширять, развивать и распространять национальные и региональные культуры в условиях плюрализма и разнообразия;

-                       коррекция и преобразование тех ценностных ориентиров, которые с одной стороны, утверждают высшие нравственные ценности человеческой цивилизации, с другой - определяют наиболее сущностные аспекты социальной и профессиональной самореализации личности.

Цель гуманитарного университета - сформировать личность, представляющую человека с высоким уровнем общей культуры, профессионализма, свободно ориентирующегося в системе современного знания о природе, обществе, человеке, способного к выбору стратегии последующего непрерывного образования и образа жизни в соответствии с нормами морали, гражданского долга и ответственности. Цель университета достигается построением многоуровневой, поливариантной, открытой, саморазвивающейся системы гуманитарного образования, которая предлагает студентам множество образовательных «маршрутов», возможность индивидуального выбора направления и специальности, уровней образованности, организационных форм, технологий, темпов освоения образовательных программ. При этом комплекс гуманитарных знаний, выступающих как базовый компонент образования, содержит обязательный минимум научной информации (согласно государственному стандарту) и предполагает развитие общей и профессиональной культуры личности в соответствии с профилем факультета и индивидуальными потребностями студента.

В соответствии с целями и задачами современный гуманитарный университет отличается следующими особенностями:

-                       универсальностью - полнотой набора гуманитарных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку специалистов;

-                       фундаментальностью - научной основательностью, современностью и высоким качеством базовой общегуманитарной подготовки;

-                 интегративностью - междисциплинарными связями научных исследований и учебных дисциплин общекультурного (гуманитарного) и специального блоков; достижением единства содержательного и структурно­функционального компонентов образования;

-                 целостностью «картины мира», воссоздаваемый комплексом базовых дисциплина основе общности целей, взаимодополнительности содержания и единства требований к студенту;

-                 доминантностью и преемственностью содержания учебных дисциплин, обеспечивающих вхождение личности в современное социокультурное пространство;

-                 индивидуально-личностной адресованностью обучения, т.е. ориентацией на имеющиеся у студента знания, «психологические качества личности, интересы и потребности с целью их дальнейшего развития;

-                       профессионально-деятельностной ориентацией на основе современных гуманистических ценностей, овладение современными способами трансляции знаний, классическими и новейшими технологиями обучения.

Существующее в научной литературе понятие «среда» раскрывается через такие категории как «пространство», «окружение», «условия». Так, А.С. Запесоцкий определяет образовательную среду как «все пространство, на котором ведется образовательно-воспитательный процесс, и чем она шире, тем эффективнее происходит формирование духовно-нравственной, социально-психологической, физической, и в итоге - профессиональной культуры студента» [71].

Понятие «образовательная среда» определяется нами как многоуровневая система условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности в целевом, содержательном, процессуальном, результативном, ресурсном аспектах.

Условия — это предпосылки осуществления или существования какого- либо явления, которое остается в потенции до тех пор, пока не начнет осуществляться благодаря актуализации, востребованности, раскрытия его сущности. Условия образовательной среды можно рассматривать как систему возможностей (внутренних и внешних, динамичных и статичных), необходимых для осуществления функций, целей и ресурсов образования.

По своему характеру и модальности в системе условий образовательной среды нами выделяются следующие блоки условий (приложение 4):

-                       социально-педагогические;

-                       психолого-педагогические;

-                       организационно-педагогические.

Основные составляющие образовательной среды вуза:

-                       социальный статус вуза (его цели, мировоозренческие основы образовательной деятельности, базовая образовательная концепция, имидж);

-                       объем, структура и направленность содержания образования, определяемые государственным стандартом, региональным и вузовским компонентами;

-                       взаимосвязь и взаимодополнение традиционных и новейших информационных технологий в процессе обучения;

-                       взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодополняемость обучения и воспитания;

-                       качество образовательного процесса, которое обусловлено, прежде всего профессиональным мастерством и масштабом личности педагогов; это профессорско-преподавательский состав, привлечение уникальных специалистов, развитие собственных научных школ, поддержка талантливой молодежи, формирование корпоративной культуры;

-                       комплексная система внутривузовского управления процессом образования, направленная на всестороннее достижение его высокого качества;

-                       взаимосвязь учебной и научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов;

-                       международный обмен студентами, аспирантами, преподавателями;

-                       специальные и общие условия жизнедеятельности студентов, которые включают инфраструктуру образовательного процесса (аудитории, библиотеки, читальные залы, компьютерные классы и.т.п.), качество и безопасность проживания, полноценное питание, уровень бытового обслуживания, организация досуга, возможности занятий спортом, благоприятные эстетические условия, психологический климат и др.

С позиции системного подхода образовательная среды вуза является составной частью его социокультурной среды и носит на себе её печать.

С точки зрения влияния образовательной среды на адаптацию студентов можно выделить микро- и макроуровень осуществления адаптационного процесса.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317842.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.