У нас уже 176405 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Функции ритуала

Ритуал как социальный институт. Понятие института было заимство­вано социологией из юриспруденции, где его использовали для характери­стики определённого комплекса юридических норм, регулирующих социаль­но-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собствен­ность и т.п. В социологии термин «институт» сохранил эту смысловую окра­ску, связанную с нормативной регуляцией деятельности, однако приобрёл значительно более широкое толкование в плане обозначения некоторого осо­бого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных более или менее организованных форм социального регулирования поведения субъектов.

См.: Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.

27

 

Социальные институты представляют собой исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, ин­ституте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение тер­мина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упоря­дочения, формализации и стандартизации общественных связей и отноше­ний. Сам же процесс упорядочения, формализации и стандартизации называ­ется институционализацией.

Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны ор­ганизовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет по­требность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реали­зует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего обра­зования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечить своё существование и т. д. Возникновение опре­делённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворе­ния являются первыми необходимыми моментами институционализации.

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаи­модействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведён к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным ка­чеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоя­тельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как орга­низованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью струк­туры, интегрированностью их элементов и определённой изменчивостью их

28

 

функций. Основными элементами этих систем являются ценности, нормы, идеалы, а также образцы деятельности и поведения людей и других элемен­тов социокультурного процесса. Они гарантируют сходное поведение людей, согласовывают и направляют в русло их определённые стремления, устанав­ливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние рав­новесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и об­щества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов ещё не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира лич­ности, были интернализованы ею в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех со­циокультурных элементов, формирование на их основе системы потребно­стей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важ­нейшим элементом институционализации.

Третьим важнейшим элементом институпионалшации является орга­низационное оформление социального института. Внешне социальный ин­ститут представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабжённых оп­ределёнными материальными средствами и выполняющих определённую со­циальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из опреде­лённой совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чи­новников, действующих в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или федеральное агентство и т. д., которые по своей деятельности распола­гают определёнными материальными ценностями (зданиями, финансами и т.

д.).

Итак, социальный институт характеризуется наличием цели своей дея­тельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного институ­та. На основе всего вышеизложенного можно дать следующее определение социального института: социальные институты представляют собой органи-

29

 

зованные объединения людей, выполняющих определённые социально зна­чимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной сис­темы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Так, представители институциональной социологии выделяли такие функции социальных институтов, как воспроизводство чле­нов общества, социализация (различные формы передачи индивиду социаль­но значимых норм и ценностей), производство и распределение, а также со­блюдение порядка и поддержание морального климата1. Первая из этих функций выполняется главным образом семьёй, но к ней причастно и госу­дарство, вторая - семьёй, образованием и религией, третья - органами вла­сти, а четвёртая - моральными и правовыми нормами, а также обычаями и административными решениями.

Общество представляет собой систему социальных институтов как сложной совокупности экономических, политических, правовых, нравствен­ных и иных отношений. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами. Экономическо-социальные институ­ты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения раз­личного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределе­ния общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Политические институты - государст­во, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, пресле­дующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет по-

1 См.: Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 118.

30

 

литическую систему данного общества. Политические институты обеспечи­вают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры. Социокультурные и воспитательные институты ставят себе целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, вклю­чение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию инди­видов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм. Нормативно-ориентирующие институты - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные ко­дексы и этику поведения. Нормативно-санкционирующие институты утвер­ждают общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, пра­вил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. Церемониально-символические и си­туационно-конвенциональные институты основаны на более или менее дли­тельном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контак­ты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они опре­деляют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы пе­редачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент со­браний, заседаний, деятельность каких-то объединений1.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324328.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.