Быстрый переход к готовым работам
|
Ритуал и деятельностьРитуал как сакральный аспект деятельности. Под деятельностью обычно имеется в виду «специфически человеческая форма активного отношения к окружающем у миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей»3. Деятельность человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, т. е. превратиться из материала в предмет и продукт деятельности. Всякая деятельность включает в себя цель, Мартемьянов Ю. С, Шрейдер Ю. А. Ритуалы - самоценное поведение // Социология культуры. Вып. 2. М., 1975. С. 115. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993. С. 36. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 160. 40
средство, результат и сам процесс деятельности, а следовательно, неотъемлемой её характеристикой осознанность. Деятельность является реальной движущей силой общества, а также условием самого его существования. Вместе с тем деятельность как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования: если основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне деятельности - в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей. Существуют многообразные классификации форм деятельности - разделение её на духовную и материальную, трудовую и нетрудовую и т. д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии возможно деление её на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную, связанную с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств. В связи с рассмотрением феномена ритуала особое значение имеет для нас такая сфера человеческой деятельности, как повседневная жизнь. Первым философом, сделавшим повседневную жизнь предметом теоретического исследования, был Э. Гуссерль, в учении которого с ней соотносится понятие жизненного мира. В начале 20 в., когда естествознание добилось выдающихся результатов, он говорил о кризисе науки, в которой получила широкое распространение объективистская методология1. Причину этого кризиса Э. Гуссерль видел в том, что наука забыла о своей генетической связи с жизненным миром. Согласно его пониманию, жизненный мир представляет собой совместный опыт людей, в рамках которого складывается система значений, имеющих интерсубъективный характер. Будучи единственно реальным, он совпадает в естественной установке с повседневной жизнью, в которую вовлечены все люди. В феноменологической установке, переход к которой рассматривался Э. Гуссерлем как необходимое условие гу- См.: Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (введение в феноменологическую философию) //Вопросы философии. 1992. № 7. 41
манистического обновления науки, жизненный мир оказывается коррелятом сознания, представляющего собой смыслообразующий поток. Именно в нём следует искать корни научных абстракций, которые отражают деятельность сознания, направленную на придание значений предметам человеческого опыта. Таким образом, понятие жизненного мира означает у Э. Гуссерля повседневную жизнь, рассматриваемую как основа научной деятельности, которая генетически связана с ней. Логическое завершение учение о жизненном мире получило у А. Шю-ца, который считается основоположником феноменологической социологии1. Хотя Э. Гуссерль поставил задачу восстановить связь науки с жизненным миром, сам он её не решал. Применительно к социологии эту задачу впервые решил А. Шюц, который показал, как представления об обществе, возникающие в повседневной жизни, превращаются в научные абстракции. Обобщая понятие жизненного мира, восходящее к Э. Гуссерлю, он пришёл к выводу, что повседневная жизнь составляет основу не только научной, но и любой другой человеческой деятельности, которая связана с образованием смыслов. Можно не соглашаться с А. Шюцем, когда он ставит научное знание в один ряд с художественной фантазией или религиозной верой, но нельзя не признать его правоту в подчёркивании фундаментального значения повседневной жизни для всей системы человеческой деятельности. В отечественной литературе повседневная жизнь исследуется обычно под названием быта, с которым она явно или неявно отождествляется. Поэтому мы можем применить к ней всё то, что в этой литературе говорится о быте. Так, С. М. Ковалёв относит к быту «непроизводственную сферу человеческого бытия, непосредственно связанную с удовлетворением материальных и культурных потребностей - потребностей в пище, одежде, жилище и коммунальном обслуживании, лечении и поддержании здоровья, отдыхе, развлечениях и т. д.» . Разделяя по существу его точку зрения, А. Г. Харчев См.: Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1998. № 2. С. 129-137. Философская энциклопедия. В 5 т. Т. 1. М., 1960. С. 206. 42
отмечает, что в широком смысле быт представляет собой «уклад повседневной жизни»1. В «Кратком словаре по социологии» под бытом имеется в виду «область повседневной жизни, рассматриваемая как отличная от профессио-нальной, производственной, официальной деятельности» . Мы видим, что в приведённых нами определениях быта повседневная жизнь противопоставляется общественному производству, в которое человек включён как представитель той или иной профессии, имеющей официальный статус. Находясь за пределами общественного производства, повседневная жизнь представляет собой такую сферу деятельности человека, которая связана с удовлетворением его потребностей. Поэтому можно сказать, что она составляет основу воспроизводства и развития личности. В феноменологической традиции, берущей своё начало у Э. Гуссерля, повседневная жизнь сводится по существу к обыденному сознанию, в котором коренятся понятия науки и другие теоретические конструкты. Философы, принадлежащие к этой традиции, сделали многое для понимания того, как обыденное сознание связано с теоретическим. Для нас повседневная жизнь представляет собой деятельность, которая связана с удовлетворением потребностей людей, а не просто сознание, конструирующее смыслы. Е. В. Золотухина-Аболина отмечает, что первым значением слова «повседневность» является просто эмпирическая жизнь3.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324328.html |
|