У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Обряд

Феномен традиции. Понятие обряда тесно связано с двумя другими понятиями - традиции и обычая. В литературе понятие традиции давно стало предметом обсуждения философов, культурологов, социологов, этнографов и т. д. К вопросу о роли традиции в консолидации социальной системы обра­щались в своё время представители западной и русской философии истории, а также социологии 19 в. Так, Н. И. Кареев определял традицию как своего рода привычку, сформированную на основе подражания1. Современные ав­торы исследуют феномен традиции в различных аспектах, определяя его ли­бо как средство социализации человека, либо как механизм интеграции соци­альной целостности.

Существует два понимания традиции - в широком и узком смыслах. В широком смысле традиция представляет собой универсальную форму «фик­сации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в со­циокультурных процессах»2. Тем самым она включает в себя то, что переда­ётся (признанный как важный и необходимый для нормального функциони­рования и развития социума и его субъектов определённый объём социо­культурной информации), и то, как осуществляется эта передача, т. е. комму-никативно-трансляционно-трансмутационный способ внутри- и межпоко­ленного взаимодействия людей в рамках той или иной культуры (и соответ-

См.: Кареев Н. И. Общие основы социологии. Пг., 1919.

Всемирная энциклопедия. Философия / Главн. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов. М. - Мн., 2001. С. 1088.

55

 

ствующих субкультур) на основе относительно общего понимания и интер­претации накопленных в прошлом данной культуры (и соответствующих субкультур) смыслов и значений. Традиция обеспечивает воспроизводство в системах настоящей («живой», «непосредственной») деятельности апробиро­ванных и выдержавших испытание временем образцов прошлой («мёртвой», «овеществлённой») деятельности, т. е. она детерминирует настоящее и бу­дущее прошлым, уже сбывшимся и выступающим как сумма условий любой социокультурной активности. Такое понимание традиции делает его приме­нимым практически к любым фрагментам и уровням организации социо­культурного опыта (как прошлого - культурное наследие, так и настоящего).

В узком смысле традиция представляет собой характеристику «само­организующихся и саморегулирующихся (автономичных) подсистем челове­ческой деятельности и связанного с ними социокультурного опыта, функ­ционирование и развитие которых не связано с институциональными форма­ми обеспечения через специальный аппарат власти»1. Поведение социальных субъектов, организуемое и регулируемое с её помощью, не предполагает формулирование и экспликацию цели действующими субъектами: его смыс­лы скрыты (даны) в нём самом. Правомерность традиционных форм действия обосновывается и узаконивается самим фактом их существования в про­шлом, а их эффективность оценивается через точность следования принято­му образцу. Традиция в узком смысле может быть названа аутентичной, «первичной» или нерефлексивной. Она транслируется как непосредственно-практически через восприятие определённых форм действий и следование определённым регламентирующим правилам поведения (ритуал), так и через фольклор и мифологию.

Уже в древневосточных обществах традиция приобретает свою пре­вращенную форму, рефлексируясь и рационализируясь в рамках профессио­нально создаваемой культуры. Здесь она фиксируется в определённых тек­стах, получает письменно-знаковое выражение. Пройдя такого рода обработ-

Всемирная энциклопедия. Философия / Главн. научи, ред. и сост. А. А. Грицанов. М. -Мн., 2001. С. 1088.

56

 

ку, традиция вновь возвращается в пласт реального поведения и может впол­не осознанно поддерживаться и трансформироваться действующими субъек­тами. Причём она может быть социализирована в деятельности как «потре­бителей», так и «творцов» культуры. В последнем случае можно говорить о неаутентичной, «вторичной» или рефлексивной традиции. «Первичная» и «вторичная» традиция различаются прежде всего той или иной степенью рефлексии, а также изменения за счёт этого своего регулятивного потенциа­ла. В своей совокупности они образуют традицию в широком смысле.

Широкое понимание традиции позволяет рассматривать её как универ­сальную форму и механизм упорядочивания и структурирования имеющих значение для живущих поколений людей содержаний любой культуры и её подсистем. Обеспечивая преемственность, она предполагает, с одной сторо­ны, полагание определённых границ человеческой деятельности, придания ей пространственно-временной устойчивости, известной инертности, а с другой - определённый сдвиг значений в передаваемых содержаниях, т. е. постоян­ное явное или неявное (нерефлексируемое индивидами) их изменение. Инно­вация только тогда приживается в социуме, когда она вписывается в систему имеющихся значений социокультурного опыта, согласуется с имеющейся традицией или порождает новую. Традиция, следовательно, в значительной степени «есть то, что удерживает нас в культуре и истории»1. «Связывая» че­ловека прошлым, закрывая (до известной степени) ему возможность ретро­спективного произвола, она открывает ему перспективу свободы в настоя­щем и будущем на основе прошлого.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324328.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.