У нас уже 176405 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Коммуникативная ситуация просьбы

В процессе общения человек, желая передать информацию другому, побудить его к каким-либо действиям, поступкам, соразмеряя свой статус со статусом адресата, местом и временем коммуникации, сферой общения, строит высказывание согласно определенной ситуации, которая влияет на выбор языковых средств (лексических, грамматических, стилистических) для реализации основной цели его высказывания. Такая ситуация называется коммуникативной. Понятие коммуникативной ситуации (далее - КС) является ключевым в рассмотрении вопросов, связанных с исследованием речевой деятельности. В лингвистике под КС понимаются условия формирования речевого общения в определенный момент и при определенных обстоятельствах, т.е. КС представляет собой условия формирования и функционирования высказывания.

В.Г. Гак, говоря о структуре КС, включает в систему деятельностных компонентов ситуации говорящего и его адресата, пресуппозиции как фонд общих фоновых знаний, коммуникативные интенции и цели общения. В систему предметных компонентов, по его мнению, входят место, время, обстоятельства действительности. Социально-психологическими компонентами лингвист считает отношения между коммуникантами и их социально-статусные характеристики [29, 351].

Н.И. Формановская представляет компоненты КС в виде цепочки элементов адресант — адресат — тема - причина - цель - код - стиль - экспрессия - место - время - среда - нация, которые, каждый раз конкретизируясь, взаимодействуют между собой и формируют определенные коммуникативные ситуации.

Основополагающими составляющими КС можно назвать партнеров по речевому взаимодействию (адресанта и адресата). «Это языковые личности, несущие в себе, с одной стороны, типизированные, обобщенные черты своего народа, своей культуры и своей социальной среды, с другой стороны - личный опыт знаний, мнений, предпочтений, оценок, отношений» [127, 57].

На порождение высказывания адресантом и декодирование его смысла адресатом влияют социально-психологические факторы компонентов КС: социальный статус собеседников, их роли и тип взаимоотношений, а также количество и характер связи между ними.

Социальный статус, т.е. социально-иерархическое положение, которое человек занимает в обществе, определяет тип КС по виду отношений между участниками общения. Он может быть симметричным (при равных статусах коммуникантов) или асимметричным (при различных статусах коммуникантов).

Социальной ролью можно назвать поведение человека, ограниченное нормами и правилами конкретной национальной культуры, соответствующее ожиданиям окружающих. Роли участников общения делятся на постоянные и ситуативные. Постоянные роли характеризуются либо неизменными (пол, место рождения), либо медленно изменяющимися признаками (возраст, образованность, профессиональная принадлежность). Специфика ситуативных ролей заключается в том, что человек неоднократно их меняет в зависимости от жизненных ситуаций, в которых он оказывается и которые диктуют манеру его поведения: покупатель, пассажир, пациент и т.п.

Под типом взаимоотношений мы понимаем среду, в которой протекает общение. Выделяется общение в среде «своих» (между знакомыми друг с другом коммуникантами) и в среде «чужих» (между незнакомыми друг другу коммуникантами).

По количеству и характеру связи между коммуникантами общение может быть межличностным, групповым или массовым. «В межличностную ситуацию общения включены двое или несколько индивидов, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Взаимодействуя, они имеют возможность легко осуществлять обратную связь. Общение в группе

 

зо

предполагает количество участников более двух, которые хорошо известны друг другу и находятся в постоянном взаимодействии, они объединены общей социальной деятельностью. Массовая ситуация общения характеризуется тем, что в неё включаются большие социальные группы, такая ситуация предполагает отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения, а коммуникативные роли участников общения строго фиксированы» [111, 40].

Сочетание вышеназванных факторов, комбинирование постоянных и ситуативных ролей при наложении статусных характеристик участников коммуникации, реакция на среду, в которой происходит взаимодействие, отражается на характере и протекании ситуации общения.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/406605.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.