У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Власть в условиях архаического общества: процесс возникновения, специфика социального признания и нормативной регламентации

Понятие «власть» неоднозначно интерпретируется в научной литературе. Это обусловлено сложностью и многогранностью данного явления. Феномен власти затрагивает практически все сферы человеческой деятельности. Именно поэтому проблему власти затрагивают многие науки, но интерпретируется этот термин по-разному. Так, в философии речь ведется, прежде всего, о власти над объективными законами общества, в социологии - о власти общественной, в экономической теории — о власти экономической, хозяйственной, в политологии - о политической власти, юристы ведут речь, прежде всего о власти государственной и т.д.

Проблема власти занимала умы людей, пожалуй, на протяжении всего исторического развития общества, с того момента, когда человек стал осознавать себя как такового. Находясь в центре внимания, социальная власть по-разному проявляла себя. Именно поэтому одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижению равновесия[1] [2].

По-разному ученые подходят и к проблеме возникновения социальной власти, что лишний раз подтверждает многогранность феномена власти, так как каждая научная теория, по всей видимости, фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальном процессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Так, в рамках биологической интерпретации власти она рассматривается как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укоренённой в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека как биосоциального существа. Сама же агрессия, отмечает А.Силин, рассматривается как инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, существующий как у животных, таки у людей. Для Ницше власть - это воля и способность к самоутверждению^. Об инстинктивной, психологической природе стремления к власти и повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Они находят их источники в структуре бессознательного, формирующийся под воздействием социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и повиновение[3]. С социальными факторами, но иного, не культурного, а больше экономического свойства, связывает генезис власти марксистская традиция. Видя его основную причину в социально-экономическом неравенстве и расколе общества на враждующие классы, в необходимости обеспечить управление социальной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы[4]. Генезис власти связывается со спецификой экономической организации общества, в рамках которой «комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?»[5]. Весьма устойчива и своеобразна традиция рассмотрения власти как порождения самой природы человека, заложенной в нём неискоренимой тяги к доминированию, подчинению, как окружающего мира, так и себе подобных (и себе подобным): «В сущности власти нет ничего материального, она есть не что иное, как манера мыслить»[6].

 


[1] Краснов Б.И. Власть как явление общественной жизни // Социально-Политический журнал. 1991. №11. С. 35.

~ Силин А. Философия и психология власти // Свободная мысль. 1995. №12. С.34.

представляют собой, по Фрэйду превращенную форму сексуальных импульсов. Что касается механизма социального господства и подавления, Фрэйд выделяет среди них культивирова­ния «нарциссиетского любования социальной системы, в которой сформировался индивид, национальными и культурными традициями, что дает иллюзорную компенсацию за подав­ление, которым он подвергается. Другой механизм социального подавления и господства по Фрэйду, сексуальная репрессивность, выражающаяся в принудительном единообразии форм сексуальной жизни, лишении многих лиц возможности сексуального удовлетворения, в пре­вращении сексуальной свободы в тайную или явную привилегию господствующих классов (Подробно см.: Фрэйд 3. Тотем и Табу. М.-Пг., 1914).

[4] См: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. С.118 - 119.

[5]Силин А. Философия и психология власти // Свободная мысль. 1995. №12. С.34.

J Приводится по: Подорога В.А. Власть и познание. Власть. Очерки современной философии Запада. М.: Наука, 1989. С.207.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/555472.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.