У нас уже 21987 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


От суверенитета государя к государственному суверенитету (эволюция представлений о сущности государственной власти в эпоху Средневековья)

Эволюция представлений о сущности государственной власти в эпоху Средневековья определяется двумя основными аспектами: 1) религиозно­идеологическим и 2) экономико-политическим.

Первый аспект отражает религиозно-идеологическую и семантическую основу государственной власти, подразумевающую, прежде всего, такие мо­менты как духовное обоснование и признание последней. В этой связи следует отметить, что проанализированное в предыдущем параграфе восприятия фено­мена власти в полисной политико-правовой культуре, в определенной степени сохранялось и в эпоху средневековья, но при этом необходимо указать на влияние не мифологических, а христианских религиозных мотивов в понима­нии государственной власти. Именно фактор религиозного обоснования вла­сти, по мнению диссертанта, стал раннесредневековой предпосылкой для воз­никшего уже в эпоху позднего средневековья понятия суверенной власти мо­нарха - «власти от Бога».

Второй аспект - экономико-политический, - дает возможность рассмот­реть влаетеотношения складывающиеся в обществе на данном историческом этапе через призму политических и экономических процессов. С учетом же то­го, что материально-экономической основой любого государства является тер­ритория, то вопросы территориальной организации государственной власти в данном аспекте приобретают особое значение. Применительно к Средневеко­вому обществу, по мнению диссертанта, территориальный вопрос, прежде все­го, должен рассматриваться в контексте проблемы суверенитета который в по­литико-правовой мысли этой эпохи эволюционировал от суверенитета госуда­ря к государственному суверенитету.

 

Религиозно-идеологические и семантические основы государственной власти в эпоху Средневековья.

Прежде чем перейти к освещению первого из обозначенных аспектов про­блемы, следует определить временные рамки исследования, в частности опре­делить границу между эпохами Античности и Средневековья, т.е. собственно у становить исторический момент перехода от античной мифологизированной религии к христианству с его единобожием.

В этой связи следует отметить, что в науке до сих пор нет единой точки зрения на хронологические границы исследуемого материала. На вопрос, когда кончается античность и начинается средневековье не может быть однозначного ответа: переход от одной эпохи к другой - не катаклизм, который можно дати­ровать таким-то годом, но процесс, длящийся веками[1]. Показательно в связи с этим мнение 3.В.Удальцовой, полагающей, что формирование феодальных ин­ститутов, «типологически близких соответствующим учреждениям вассальной системы Западной Европы», в Ромейской империи происходит лишь к ХІ-ХІІ вв[2]. При этом между разрушением рабовладельческой формации, прошедшим свою решающую фазу еще в VIII - IX вв., лежит широкая - в полтысячелетия - полоса «зазора»[3]. В этот период происходит становление и развитие двух сил, внутренне чуждых полисному миру классической античности - цезаризма и христианства, которые возникают почти одновременно (по преданию, Христос родился в правление Августа).

Древние христианские авторы активно использовали сложившийся парал­лелизм между единобожием и единовластием. В хаотическом, потерявшим структурность «постантичном» мире в качестве связующего звена, соединяю­щего членов сообщества рассматриваются две дополняющие друг друга силы:

Во-первых, концепция императорской власти, освобожденная от реликтов полисного мышления.

Во-вторых, единая религия, понятая как обязательное вероисповедание.

 


[1]  См.: Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от ан­тичности к средневековью // Из истории культуры средних веков и возрождения. М., 1976. С.17.

[2] См.: Византийские очерки // Труды советских ученых к XIV конгрессу византинистов. М., 1971. С.22 - 23.

См.: Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родопле­менного строя к раннефеодальному (на материале истории Западной Европы раннего Сред­невековья) // Вопросы истории. 1967. .№1.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/555472.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.