У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


ЦИКЛ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА

Циклическое единство возникает из объединения самостоятельных законченных текстовых единиц» между которыми нет причинно­следственных связей. Исходная позиция - точка, с которой начинается повествование, в которой задается стратегия повествования, отношения между всеми его элементами, - своя для каждой текстовой единицы (эпизода) цикла[1]. В структуре цикла, таким образом, сосуществует множество исходных позиций повествования. Вследствие этого каждая из отдельных текстовых единиц цикла обладает собственным замкнутым сюжетом или является законченным описанием. В отдельных сюжетах текстовых единиц в качестве главного героя выступают всегда разные персонажи из системы персонажей цикла* Если цикл объединяет эпизоды бессюжетные, то предметы описания в отдельных текстовых единицах также различны. Повествование в каждой текстовой единице имеет свой центр и периферию (главных/второстепенных персонажей, центральный/периферический объект описания). Множество повествовательных центров в цикле, или полицентричность - главное свойство цикла как художественной системы.

Авторский прозаический цикл сравнительно поздняя эпическая форма. Мы оставляем в стороне вопрос о том, является ли цикл «жанром» или нет . Отметим только, что, на наш взгляд, именование цикла «самостоятельным жанром», как это делается в работе М. Левина, преждевременно, хотя и может оказаться вполне справедливым. Решение вопроса о том, считать ли цикл особым жанром или нет, требует обстоятельного специального исследования, которое пока не было предпринято. Мы придерживаемся точки зрения на жанр, которая была сформулирована в работе Л.В. Чернец: «жанр всегда единица в классификации произведений и указатель их традиционных черт, помогающих процессу эстетической коммуникации» . Пока нельзя сказать о том, является ли цикл такой «единицей в классификации». По крайне мере, для определенных суждений по данному вопросу мы не обладаем достаточными аргументами. По этой причине в своей работе мы используем более нейтральные определения - «художественная/эпическая форма», «художественная система». Эти понятия абсолютно применимы к циклу, и их использование в отношении к нему не должно вызывать сомнений и споров. Понятие «художественной системы» определяет Г.Н. Поспелов: «произведение... представляет собой некую — очень сложную и разветвленную в своем составе, по всем разным уровням своего содержания и своей формы - целостную «художественную систему», [2] [3] основанием которой является идеологическое «миросозерцание» писателей, а вершиной - стиль их произведения». В данном высказывании для нас важна связь между представлениями о мире и человеке и организацией произведения («миросозерцание» и «стиль» - в терминологии Г. Поспелова), на которую указывает автор. Принцип исследования отношений между этими двумя аспектами художественной формы («системы») назван Поспеловым «каузально­историческим и функциональным»13®. Концепция художественной формы Бахтина также опирается на изучение соотношения «миросозерцания» и «жанрового выражения»[4] [5]. В этом наблюдается принципиальная общность концепций двух совершенно разных исследователей, чрезвычайно важная для нас[6]. Цикл, по всей видимости, реализует совершенно новое «художественное содержание» (Л.В. Чернец) и выражает особым образом какое-то особое «миросозерцание» (Г. Поспелов).

 


[1]    Употребляемый нами термин «исходная позиция» нельзя путать со словом «позиция», как оно употребляется, например, в работах Б.А. Успенского: «...различные точки зрения, т.е. авторские позиции, с которых ведется повествование (описание)» (Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 14). В работах Б.О. Кормана «позиция» также синоним понятий «точка зрения», «отношение», «положение» (Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. Ижевск, 1972. С. 20, 24, 27, 32). В нашей работе «исходная позиция» означает момент деятельности субъекта повествования, в который определяется, в том числе и его точка зрения, и отношения между всеми точками зрения в тексте.

[2]     Л.В. Чернец указывает на то, что «жанр сам по себе... не объясняет истоков художественного новаторства», «обновление художественного содержания... фиксируется иными, чем жанр, литературоведческими понятиями» (Чернец Л.В. Литературные жанры... С. 24).

[3]    Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики... М., 1982. С. 13.

т Поспелов Г.Н С. 125.

[5]   Бахтин М. Эпос и роман, СПб., 2000. С. 198.

[6]    Можно говорить о неприемлемости научной терминологии в работах Г.Н. Поспелова для поэтологичсекого исследования текста, однако, на наш взгляд, особенности научного языка исследователя не должны заслонять значимых и принципиально важных по своей сути идей о бытовании художественной формы.

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/415052.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.