У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сущность, структура и содержание гражданской идентичности

Гражданская идентичность является одним из компонентов социальной идентичности (наряду с этнической, религиозной, возрастной) как индивидуальное знание о принадлежности к некоторой социальной группе.

В вариативности понятий гражданской идентичности можно выделить три основных плана:

 

  • осознание принадлежности к сообществу граждан, которое не связано с конкретным государством. Основанием такой идентичности являются универсальные гражданские ценности (Ю. М. Резник) [109];
  • осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе и имеющее для индивида значимый   смысл   (А. Г. Асмолов,   Н. Л. Иванова,   Г. Б. Мазилова   и др.) [16, 68, 126];
  • феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта (А. Г. Асмолов,   О. А. Карабанова,   Т. Д. Марцинковская,   А. А. Леонтьев, И. С. Семененко и др.) [126, 83, 113].

Последние два плана понимания гражданской идентичности, по мнению А. Г. Асмолова, следует расценивать не как взаимоисключающие друг друга, а как отражение различных аспектов гражданской идентичности: со стороны личности и со стороны общности. Гражданская идентичность со стороны общности касается специфики существования и развития гражданской общности как целостности, как коллективного, совокупного субъекта в противопоставлении совокупности людей, объединенных некоторыми признаками. Гражданская общность является большой группой, которая объединяет население страны и, как правило, обладает традициями, исторической общностью, а также общностью языка, культурного контекста. Как отмечает А. Г. Асмолов, главное значение несет политическая основа объединения, которая закреплена в факте существования государства [126].

Одним из результатов самосознания общества является гражданская идентичность как качество, характеризующее ее субъектность наряду с такими качествами, как взаимосвязанность, взаимозависимость членов общности. К факторам формирования и сохранения коллективной субъективности гражданской общности относятся общая историческая судьба, язык, самоназвание, общность культуры (правовой, политической, экономической), опыт переживания сообществом совместных эмоциональных состояний [126].

 

Две основные тенденции регулируют процесс самосознания гражданского общества: дифференциация и интеграция. Дифференциация обеспечивает определение границ, обособляющих гражданское общество от «иных», не входящих в ее состав. Интеграция основана на внутригрупповом объединении по значимым признакам (ценностям, сходстве мировоззрения, образе жизни) [126].

По своему содержанию гражданская идентичность является одной из наиболее интегрирующих систем, в которую включен широкий спектр различных сфер жизнедеятельности общества (политическая, экономическая, правовая, культурная, национальная), посредством которых осуществляется самоопределение личности как гражданина своей страны [15, 24, 67].

В отношении структурного состава гражданской идентичности в научных исследованиях в целом присутствует согласованность мнений, в соответствии с которыми выделяются четыре структурных компонента гражданской идентичности (А. Г. Асмолов,  Э. Ф. Алиева,  Л. С. Белозерова,  С. Н. Голикова, Е. А. Гришина А. Х. Гаджиева, О. А. Карабанова и др.):

  • когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности;
  • ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;
  • эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства;
  • поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.

Ряд авторов, оставаясь в логике указанной четырехкомпонентной структуры гражданской идентичности, вносят вариации с учетом особенностей исследования. Н. В. Безгина объединяет эмоциональный и ценностный компоненты   и   дополнительно   вводит   семантико-символический [24], Р. Р. Накохова выделяет когнитивный, эмотивный, конативно-деятельный (поведенческий),  ценностно-ориентационный  компоненты [96].  На  семинаре

«Актуальные проблемы введения и реализации ФГОС общего среднего образования: нормативно-методическое обеспечение, инновационные технологии,

 

лучшие практики» была предложена структурная модель, которая также стала основой для большого количества научных и научно-методических работ: когнитивный (познавательный), эмоционально-оценочный (коннотативный), ценностно-ориентировочный (аксиологический) и деятельностный (поведенческий) компоненты.

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/548856.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.