Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретическая модель исследования гражданской идентичности старшеклассниковАнализ общетеоретических положений сущности, структуры гражданской идентичности и особенностей ее содержания в контексте статусной теории идентичности Дж. Марсиа позволяет выделить психологические детерминанты структурных компонентов гражданской идентичности старшеклассников и разработать теоретическую модель ее исследования с учетом выделенных детерминант. Важным условием при выделении психологических детерминант является их чувствительность к статусным различиям, отражающим специфику осознания, переживания и отношения старшеклассников к гражданской идентичности на разных этапах ее становления. В основе статусной организации когнитивного компонента гражданской идентичности определен критерий способности к концептуализации в области гражданской проблематики. Концептуальные способности являются одним из видов понятийных способностей, сущность которых эмпирически исследована и описана М. А. Холодной [134]. Способность к концептуализации рассматривается в рамках проблемы формирования понятийного мышления. Изучением понятийного мышления, содержания, структуры, характеристик, процесса формирования и условий его развития занимались Дж. Брунер, Л. Е. Бурн, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Р. Ли, А. Р. Лурия, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже, Ф. Рестл, С. Л. Рубинштейн, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др. Вопросы формирования понятийного мышления в процессе обучения нашли свое отражение в трудах Г А. Буткина, И. А. Володарской,
Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Г. И. Железовской, Л. В. Занкова, Е. Н. Кабановой-Миллер, К. А. Смирнова, Н. Ф. Талызиной, А. В. Усовой и других. Используя термин «понятийное мышление» мы принимаем определение, сформулированное М. А. Холодной «понятийное мышление – это познавательный психический процесс, обеспечивающий опосредованное и обобщенное отражение существенных (релевантных, объективно значимых) аспектов происходящего и возможность порождения нового знания, ранее не представленного в индивидуальном опыте» [134, с.225]. Психическими носителями свойств понятийного мышления являются концептуальные структуры (или «концепты» (от лат. conceptus – мысль, понятие; от англ. concept – понятие, идея, общее представление). Концептуальная структура (концепт) – это ментальная структура «внутри» индивидуального ментального опыта, выступающая в качестве психического носителя понятия (как историко-культурного элемента системы знаний). Семантика концепта как ментального образования не тождественна семантике понятия [134, с. 60]. Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/548856.html |
|