Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
Цель программы – формирование гражданской идентичности учащихся старших классов.
Задачи:
Сопровождение психологического кризиса гражданского самоопределения старшеклассников.
Формирование нравственной автономии гражданской идентичности.
Формирование когнитивного компонента гражданской идентичности старшеклассников посредством развития способности к концептуализации в области гражданской проблематики.
Развитие эмоционально-оценочного компонента гражданской идентичности посредством формирования позитивной валентности гражданской принадлежности и рефлексивных навыков учащихся.
Формирование потребностно-мотивационного компонента гражданской идентичности через актуализацию просоциальных мотивов гражданской активности старшеклассников.
Основными условиями реализации программы формирования гражданской идентичности старшеклассников являются:
Ориентация программы на работу с психологическими детерминантами гражданской идентичности на когнитивном, эмоционально-оценочном и потребностно-мотивационном уровнях организации гражданкой идентичности у старшеклассников.
Сочетание образовательных форм работы (мини-лекции, ознакомительные тексты) со стратегиями, направленными на выявление когнитивных искажений в отношении гражданской проблематики и стратегиями, направленными на
самопознание, в также выявление личностных смыслов в отношении гражданской принадлежности.
Соблюдение требований к комплектованию группы:
учащиеся старших классов, которые уже находятся в статусе моратория в отношении гражданской идентичности. То есть категория школьников, которые естественным образом пришли к состоянию поиска и требуют особого внимания (они задают вопросы и хотят быть услышанными);
наличие в составе группы сверстников, которые находятся в достигнутом статусе гражданской идентичности. Именно такой принцип формирования группы обеспечит динамику работы в группе, разные точки зрения, дискуссию. Еще одним важным положительным эффектом является смещение акцентов с фигуры взрослого, как транслятора гражданских норм и ценностей на мнение сверстников.
Относительная долгосрочность реализации программы (в течение учебного года – 10 месяцев), обусловленная особенностями работы с психологическими феноменами, которые связаны со становлением мировоззрения школьников, в отличии от тренингов социально-психологических навыков, которые могут проводиться в формате интенсива.
Систематичность и структурированность занятий (1 раз в неделю, простроенная структура занятия и организация пространства).
Концептуальное обоснование и методы программы формирования гражданской идентичности старшеклассников.
В программе формирования гражданской идентичности старшеклассников реализуется представление о трехкомпонентной структуре гражданской идентичности, качественное изменение которой определяется работой с психологическими детерминантами гражданской идентичности.
Работа по развитию способности к концептуализации в области гражданской проблематики осуществлялась через:
формирование зрелых концептуальных структур, релевантных базовым идентификационным понятиям гражданской идентичности. В качестве базовых
идентификационных понятий определены: гражданское общество, гражданин, гражданские ценности (свобода, ответственность, права и обязанности, патриотизм, плюрализм мнений, солидарность), гражданская позиция, гражданский долг. Каждое из перечисленных понятий является содержательной основой той или иной темы программы;
развитие способности к критическому суждению в области гражданской проблематики.