Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретические подходы к исследованию проблемы идентичности как психологического феноменаСреди исследователей проблемы идентичности по настоящее время не решен вопрос однозначно, кто является основоположником данного понятия в области психологической науки. Если в философии преемственность развития термина «идентичность» прослеживается от античности к немецкой классической философии и далее до постмодерна [88], то в психологии это понятие приобрело много смыслов в связи с его интерпретацией во множестве теоретических парадигм [90]. Первые попытки изучения идентичности представлены в работах У. Джемса, предложившего концепцию осмысления личностью своей самотождественности [56]. Джемс не использовал термин «идентичность», но именно он впервые сделал предметом описания ощущение тождества и целостности, содержание Я-концепции. Глобальное, личностное «Я» («self») понималось им как двойственное образование, объединяющее в себе «Я» – сознающее и «Я» как объект. «Я-сознающее» представляет собой чистый опыт, «Я-как-объект» является содержанием этого опыта и включает в себя все то, что человек обозначает своим. Джемс показал, что человек воспринимает себя в двух измерениях: в личном и социальном, которые, в свою очередь, определяют два аспекта идентичности: личностную самотождественность и социальную, при которой формируется многообразие социальных «Я» индивида [56]. К идее о двух аспектах осмысления личностью своих границ в мире обращались и представители символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Мид. По мнению автора теории «зеркального Я» Ч. Кули, личность и общество имеют общий генезис, что опровергает представление о независимом
Эго. «Я-другого человека» является ориентиром для выстраивания Я-концепции, становление личности опосредовано социальными условиями [67, 164]. Представителями символического интеракционизма (Дж. Мид, Ч. Кули, Л. Краппман, И. Гоффман и Р. Фогельсон, Ш. Струкер, Ю. Хабермас) изучались способы построения идентичности и сам процесс идентификации, дан анализ структуры идентификации, выявлены осознаваемая и неосознаваемая идентичности, а также влияние социального пространства и времени, системы социальных институтов на идентификацию [67]. Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/548856.html |
|