Содержательные характеристики экосистемы поддержки малого и среднего предпринимательства
В настоящее время исследование экосистемного подхода к поддержке малого и среднего предпринимательства вызывает обоснованный интерес, поскольку от качества и направлений подобного сопровождения предпринимательских инициатив зависит успешность функционирования данного сектора экономики. Так, актуальность исследования подходов к развитию, а также поиск новых направлений государственной поддержки МСП «обусловлены той ролью, которую этот сектор экономики играет для экономики страны, ее территориальных и отраслевых подсистем, сферы инноваций, а также для социальной сферы и уровня жизни населения в целом. Кроме того, на развитие субъектов МСП в настоящее время оказывает влияние ряд новых, разнонаправленных и во многом негативных, внешних факторов»1.
«Так, продолжается переход к новому технологическому укладу, что определяет необходимость открытия и акселерации прежде всего технологических стартапов, работающих на цифровых платформах; усиливаются риски, связанные с продолжающейся автоматизацией производства и цифровизацией всех сфер, которые могут быть нивелированы путем роста предприимчивости и применения творческого подхода к функционированию бизнеса; продолжающаяся пандемия COVID-19 и связанный с нею экономический кризис усиливают процесс безработицы и ускоряют процесс цифровизации, что все больше ухудшает состояние сектора МСП в целом и его отдельных сегментов в частности»2.
1 Черненко О.Б., Чернышева Ю.Г., Куринова Я.И. Экосистемный подход к развитию малого и среднего предпринимательства// Учет и статистика. №4(60). 2020. С. 51-58.
2Там же
17
Поскольку роль МСП в развитии национальной экономики, объективно, является существенной, что, в том числе, подтверждает опыт других государств, в России также планомерно реализовывались решения по его поддержке. Так, в 2016 г. была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.; в 2018 г. вышел президентский Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где была поставлена цель достичь 25 млн. человек занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей; с 2019 г. в стране реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в котором отражены современные направления государственной политики, объектом которой выступает сектор МСП; в 2020 году был выпущен Указ Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», где в качестве одной из превалирующих установок анонсировано успешное развитие предпринимательства, где индикатором выступает рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с 2020 годом.
На текущий момент можем отметить, что данный сектор МСП испытал определенные трудности и из-за рисков COVID-19 и других угроз, сопряженных с новым витком санкций и политической напряженностью.
Рассматривая исследуемый вопрос в ретроспективе, укажем, что в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» были обозначены острые проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, которые обострились в условиях кризиса 2020 года и дальнейших событий 2021 и 2022 годов:
- «вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран;
- малое и среднее предпринимательство в РФ - это, в первую, очередь микробизнес (95,5% общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства);
18
- производительность труда на малых и средних предприятиях отстает от уровня развитых стран (США, Японии, стран Европейского союза) в 2-3 раза;
- в последние годы динамика развития малого и среднего предпринимательства являлась отрицательной;
- остается недостаточной инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий;
- малый и средний бизнес развивается на территории Российской Федерации неравномерно. Распределение субъектов МСП по регионам характеризуется высокой степенью концентрации (на 10 субъектов РФ с наибольшим количеством малых и средних предприятий - юридических лиц приходится около 46% общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц. Схожая картина наблюдается в разрезе индивидуальных предпринимателей);